Восстановление речи после инсульта в домашних условиях

Инсульт, широко распространенное в наше время заболевание, является серьезным недугом, последствием которого может быть нарушение речевой функции. В этом случае играют большую роль мероприятия, направленные на восстановление речи после инсульта в домашних условиях.

Причины нарушений речи и памяти

Инсульт развивается в результате нарушений кровообращения в головном мозге. Этот орган состоит из двух полушарий. Правое полушарие отвечает за эмоциональную сферу жизни и регулирует работу органов, находящихся слева. Левое – несет ответственность за аналитическое мышление и функционирование правой части организма.
При инсульте кровяной сгусток, образовавшийся в кровеносной системе, закупоривает кровоток в мозговой артерии, в результате недостатка питания нарушается мыслительная деятельность человека, что приводит к провалам в памяти и расстройству речевой функции.

Факторы, способствующие возникновению инсульта:

  • Атеросклероз;
  • Сахарный диабет;
  • Сосудистая дистония;
  • Сердечные заболевания;
  • Гипертония;
  • Увлечение алкоголем и курением;
  • Ожирение;
  • Ведение малоподвижного образа жизни.

Очень важно вовремя распознать начало инсульта и оказать немедленную медицинскую помощь.

Симптомами возникновения заболевания являются:

  • Внезапная сильная головная боль;
  • Тошнота;
  • Рвота;
  • Резкий скачок артериального давления;
  • Несогласованность движений;
  • Нарушения в мыслительном процессе, в речи и памяти.

При наступлении таких проявлений нужно сразу же уложить человека в кровать, дать ему препарат для снижения давления и вызвать бригаду скорой помощи.
Следует учесть, что, чем раньше оказать необходимое лечение, тем легче в дальнейшем будет справиться с такими последствиями инсульта, как нарушение речи и памяти.

Как происходит восстановление речи

Афазия или расстройство речевой деятельности является одной из тяжелейших проблем после перенесенного инсульта. При афазии человек не имеет возможности выразить словесно свои мысли, нарушается коммуникативный процесс с окружающими его людьми, в итоге наступает изоляция, приводящая к депрессии. Для восстановления речи у больных после перенесенного инсульта разработана методика, состоящая из различных видов помощи таким пациентам.

Иногда восстановление речи после инсульта удается не полностью, но даже в этом случае к больному возвращаются коммуникативные навыки, позволяющие ему не быть в изоляции и участвовать в повседневной жизни.

Для проведения мероприятий по возвращению речевой функции необходимо не только участие медицинских работников, но также и родственников больного, которые смогут заниматься с ним в домашних условиях, что поможет ускорить процесс восстановления.

Как восстановить речь после инсульта? При лечении нарушений речевой функции необходимы:

  • Логопедические занятия;
  • Лекарственные препараты;
  • Выполнение больным специального комплекса упражнений;
  • Содержание больного в хороших условиях, забота и участие со стороны родственников.

Занятия с логопедом

На первом этапе восстановительной терапии больному, перенесшему инсульт и страдающему афазией, рекомендованы занятия с квалифицированным логопедом. Специалист помогает пациенту возобновить работу речевых центров головного мозга, возродить утраченные стереотипы, вспомнить реакцию на различные голосовые модуляции. Степень сложности логопедических упражнений зависит от состояния больного. Например, некоторые пациенты смогут просто называть предметы, а кто-то уже будет пытаться общаться.

В любом случае комплекс логопедических занятий следует начинать с близких для человека тем. Задачи нужно постепенно усложнять, не стоит увлекаться произнесением звуков и отдельных понятий. Необходимо вовлечение пациента в коммуникативный процесс с самого начала.

Продолжительность логопедических занятий на начальном этапе не должна быть более 15 минут. Через два месяца ее можно увеличить до получаса. Во время занятий в помещении нужно соблюдать полную тишину, чтобы не мешать человеку слышать логопеда и разговаривать с ним, не отвлекаясь на посторонние звуки и шумы.

Музыкотерапия

Этот вид лечения входит в логопедический комплекс. Основан он на том, что пациент слушает знакомые ему песни и подпевает. Вначале он произносит слова песен несвязно, затем навык речи начинает восстанавливаться. Такой вид терапии положительно влияет на общее эмоциональное состояние пациента.

Домашние мероприятия для восстановления речи после инсульта

Реабилитация больного обязательно должна продолжаться и в домашних условиях. Семья играет большую роль в восстановлении коммуникативных навыков у человека, перенесшего инсульт. Следует учесть, что занятия с больным дома можно начинать только после консультации с врачом.

Для наилучшего эффекта от домашних занятий и скорейшего восстановления речевых функций необходимо соблюдать ряд правил:

  1. После инсульта быстрее восстановить речь поможет постоянное общение, нужно стараться вовлекать его в разговоры, стимулировать его участие в жизни семьи, спрашивать совета. Пусть он еще не может полностью сформулировать фразу, но то, что он не изолирован от проблем и радостей родственников, дает ему стимул для дальнейшего восстановления.
  2. Даже если больной не хочет ничего делать для выздоровления, отказывается от занятий и не желает общаться, не следует отказываться от реабилитационных мероприятий. Родственники должны мягко, но настойчиво, не выдавая своего разочарования, продолжать разговаривать с ним, чтобы помочь восстановлению функции восприятия речи.
  3. При проведении реабилитационной домашней терапии нужно запастись терпением и выдержкой. Нельзя ни в коем случае проявлять агрессию по отношению к больному, который иногда может замыкаться в себе, отказываться от восстановительной работы и полностью отгородиться от окружающей действительности. Только мягкое и доброжелательное отношение поможет быстрому выздоровлению пациента.
  4. Для того, чтобы у больного было желание заниматься, необходимо дозировать нагрузку, понимая, что человек не может сразу начать говорить. Для восстановления связной речи нужно довольно длительное время, поэтому нельзя при занятиях показывать больному свое разочарование от того, что ему что-то не удается. Он может сразу же потерять оптимизм и замкнуться в себе.

Логопедические упражнения для выполнения в домашних условиях

Комплекс речевых упражнений для постинсультных больных на первый взгляд не представляет особой сложности, но следует учитывать, что на первых порах даже простое движение губами доставляет пациенту значительные трудности. Логопедами рекомендован следующий набор упражнений для восстановления функций речевого аппарата:

  1. В течение 5 секунд вытянуть губы вперед и затем вернуть в исходное положение.
  2. На 5 секунд с силой захватить верхними зубами нижнюю губу, потом на 5 секунд отпустить.
  3. Проделать предыдущее упражнение с применением нижних зубов и верхней губы.
  4. На 3 секунды вытянуть шею и показать язык, отдыхать 3 секунды.
  5. Облизывать губы, сначала верхнюю потом нижнюю движениями справа налево, затем слева направо.
  6. На 3 секунды высунуть сложенный трубочкой язык.
  7. Кончиком языка дотягиваться до неба.
  8. Хорошим упражнением для речевых мышц является также произнесение скороговорок.

Кроме упражнений для восстановления мышечной работы речевого аппарата, советуют применять также следующие приемы, которые помогут дополнить комплекс, рекомендованный логопедом:

  1. Необходимо стараться при общении с больным говорить медленно и короткими фразами, так как человек, перенесший инсульт, с трудом воспринимает быструю и пространную речь.
  2. Если больной пытается что-то сказать, не стоит торопиться и пытаться закончить предложения вместо него. Нужно спокойно выслушать, не показывая своего нетерпения.
  3. Постараться не оставлять больного без внимания, привлекать его к любым видам деятельности – собирание пазлов, рисование, участие в настольных играх. Человек должен чувствовать, что он является частью семьи. В ходе игры нужно стимулировать его для поддержания разговора, даже если он еще не может полноценно формировать звуки.
  4. В повседневной жизни необходимо постоянное побуждение больного к участию в беседах. Пусть сначала это будут самые простые разговоры, отвечать на которые можно просто кивком. Все равно в данном случае восстанавливается коммуникационный процесс.
  5. В ходе ежедневных занятий нужно стимулировать восстановление памяти больного, давая ему простые задания на восприятие речи. Например, показывать и называть картинки с простыми предметами и действиями.
  6. При занятиях также не следует забывать о чтении и письме. Сначала это может быть простое размещение больным подписей к картинкам, выбор букв или цифр.

Восстановление речи после перенесенного инсульта – длительный процесс, иногда на реабилитацию уходят годы. Но следует иметь в виду, что афазия – это ни в коем случае не психическая болезнь, больной человек просто не может правильно выговорить звуки, поэтому, занимаясь с постинсультным пациентом, необходимо сохранять спокойствие, говорить мягко и негромко.

Восстановление памяти у постинсультного больного

Кроме упражнений и мероприятий по восстановлению функций речевого аппарата, необходимо также проводить реабилитационную терапию для нормализации процессов памяти. Нужно подчеркнуть, что восстановление памяти после инсульта проходит в течение длительного времени обязательно под наблюдением лечащего врача.

Для восстановления мозговой деятельности необходимо выполнять с больным следующее:

  1. Игры с пальцами. Читаются простые детские стихи, при этом больной загибает пальцы, хлопает в ладоши, сжимает ладони в кулаки, делает поглаживающие движения руками. Задача пациента – запомнить правильный порядок выполнения действий при определенных словах. Такое упражнение помогает повысить внимание и тренирует память. Очень хорошо, если пациент сам начинает произносить строки стишка. Это может быть всего одна фраза в день, тем не менее он ее запоминает, то есть происходит восстановление функций памяти.
  2. Стараться вспоминать вместе с больным о положительных моментах его жизни, вспоминать истории из его детства, радостные и смешные события юности.
  3. Игра в города. Проводится не торопясь, называется город, желательно хорошо известный больному, вместе с пациентом стоит вспомнить о приятных вещах, связанных с этим городом, и только потом попросить его назвать город на последнюю букву предыдущего.
  4. Читать с больным детские книги, напечатанные крупным шрифтом. Если пациент забыл алфавит, то стоит начать по новой обучение при помощи букваря.
  5. Обязательно нужно постоянно беседовать с больным, задавая ему простые вопросы о его увлечениях, о том, что ему интересно, чтобы побудить его к ведению диалога.
  6. Необходимо также развивать ассоциативное мышление больного, например, сопоставлять определенных людей или события с чертами, присущими только им. Это может быть одежда человека, запах духов, погода.

Никто не может сказать, что в большей степени будет способствовать восстановлению памяти. Поэтому нужно проделывать ежедневно эти действия и, возможно, даже незначительное воспоминание даст толчок к восстановлению в памяти забытых человеком навыков и событий.

Автор статьи

Невропатолог, образование: Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова. Стаж работы 20 лет.

Среди разрушительных последствий инсульта врачи особо выделяют нарушения речи, вплоть до полной ее потери, которые могут быть временными или хроническими. Пациент, лишенный возможности нормального общения, часто замыкается в себе, погружается в негативные мысли, становится подвержен депрессии.

Потеря интереса к жизни значительно усложняет и без того непростой процесс реабилитации. Поэтому восстановление речи после инсульта – одна из первостепенных задач.

Почему страдает речь

Причина, по которой перенесший инсульт человек полностью или частично теряет способность говорить, кроется в атрофии тканей, вызванной нарушением кровообращения в мозге. Такие осложнения неизбежны, если патологический процесс затрагивает речевые зоны, носящие имена ученых Брока и Вернике. Они отвечают также за восприятие и распознавание внешней информации.

Результатом их поражения является афазия. Так называется комплекс речевых расстройств, возникающих после инсульта:

  • при моторной афазии, когда страдает центр Брока, пациент совсем не может говорить, но при этом понимает речь окружающих;
  • акустико-гностическая афазия проявляется в неспособности к анализу и синтезу, нарушении фонематического слуха. Невозможность распознать звуки в словах приводит к тому, что пациент не понимает, что ему говорят. Родной язык воспринимается им как иностранный, никогда ранее не слышанный. Его высказывания лишаются смысла, представляя собой набор случайных понятий, но сам он не осознает этого. Такие осложнения вызывает поражение области Вернике;
  • признак афферентной моторной афазии – расстройства артикуляции. Пациенту тяжело говорить, потому что поиск позиции, которую должны принять органы речи для произнесения отдельного звука, затруднен;
  • при амнестико-семантической афазии страдает еще и память. Больной забывает слова, обозначающие предметы и явления, часто не понимает простейших грамматических конструкций;
  • динамическая афазия характеризуется трудностями в мысленном построении высказывания и его дальнейшем произнесении.

Продолжительность реабилитационного периода

У перенесшего инсульт человека афазия проходит несколько стадий. В первое время после приступа она носит тотальный характер. Пациент забывает все, что с ним было, не узнает близких, не понимает, когда к нему обращаются. Речь на этой стадии пропадает полностью. При условии своевременного лечения тотальная афазия после инсульта может смениться моторной дисфункцией.

Атрофические и некротические изменения в тканях мозга необратимы. Поэтому быстрой реабилитация после приступа не бывает. Здоровые участки мозга должны научиться выполнять несвойственные им ранее функции. Чтобы способность к общению у больного восстановилась, придется потратить немало сил. Наибольший эффект реабилитационные мероприятия приносят в первые 6 месяцев после приступа, поэтому начинать их врачи рекомендуют как можно раньше.

К факторам, определяющим, сколько продлится восстановительный период и удастся ли заново научить пациента говорить, относятся:

  • вид афазии;
  • локализация патологического процесса;
  • объем поражения;
  • скорость и правильность оказания первой помощи.

Лечение афазии после инсульта должно быть согласовано с врачом. Невролог и логопед подберут индивидуальный курс, основываясь на типе нарушений. Хотя даже точное выполнение их рекомендаций не гарантирует, что речь пациента будет восстанавливаться, бездействовать в этой ситуации нельзя.

При небольшом поражении реабилитационный период может занять около месяца. Для устранения афазии пациенту достаточно будет нескольких сеансов с логопедом и приема лекарственных препаратов. Их сочетают с лечебной физкультурой, которая призвана восстановить другие функции организма, пострадавшие от инсульта.

При поражении обширных участков мозга на реабилитацию может уйти от 4 месяцев до 2 лет. На протяжении всего этого времени пациенту придется упорно работать над восстановлением речи.

Основные мероприятия

Для решения такой сложной задачи, как восстановить речь после инсульта, используется комплексный подход, который задействует 3 стороны: врачей, пациента и его родственников. Он включает:

  • прием медикаментов;
  • посещение логопеда;
  • выполнение специальных упражнений;
  • правильный уход.

Ускорить реабилитацию помогут дополнительные тренировки с больным после инсульта в домашних условиях. Чтобы выполнять рекомендованные врачом упражнения правильно, родственникам стоит посетить несколько сеансов вместе с пациентом.

Как работает логопед

Нарушение речи при инсульте корректирует логопед. Выбирая методы работы, он учитывает данные предварительного обследования. Пациенты, у которых после инсульта парализовало левую сторону, восстанавливаются легче и быстрее, чем больные, у которых пострадала правая часть тела.

Упражнения для каждого больного логопед подбирает индивидуально, чтобы нагрузка была ему по силам и соответствовала типу и степени афазии. Наращивают ее постепенно начиная с самых легких тренировок и усложняя их от занятия к занятию. На первом сеансе специалист ведет работу с пациентом, у которого пропала речь, на основе важного для него в эмоциональном или смысловом отношении материала, чтобы заинтересовать его.

Хороший результат дает музыкотерапия. Если перенесший инсульт больной, целью которого является восстановление речи, затрудняется составить собственное высказывание или закончить произнесенное логопедом предложение, можно использовать его любимые песни. После прослушивания пациенту предлагается спеть их.

Даже если в первый раз слова песни невозможно будет понять, при многократном повторении их произношение улучшится. Музыкотерапия приносит больным положительные эмоции и помогает развивать утраченные функции с удовольствием.

Длительность логопедических сеансов и перерывов между ними определяются индивидуально. Но есть и общие правила. На первые занятия отводят не больше 7-15 мин. Через 1,5-2 месяца продолжительность тренировок можно будет довести до 30-40 мин. Доказано, что способность к общению восстанавливается быстрее при раннем начале занятий (в течение 1-3 недель после приступа).

Говорят с пациентом спокойно, тихим голосом, комментируя каждое его действие. В процессе тренировок больной не должен слышать посторонних звуков. Радио, телевизор, громкие разговоры будут отвлекать и утомлять его.

Массаж

Результатом кровоизлияния может стать атрофия мышц. Часто после инсульта у пациентов немеет язык. В этом случае логопед регулярно проводит сеансы специального массажа. Стимуляция речевых зон позволяет вернуть язык в анатомически правильное положение. Если этого не сделать, больной просто не сможет выговаривать звуки.

Что можно делать дома

Родственники пациентов, перенесших инсульт, часто задаются вопросами, могут ли они помочь больному быстрее восстановить речь, и что делать для этого. Домашние занятия – важный элемент реабилитации. Но их нужно обязательно согласовывать с лечащим врачом.

Придется быть терпеливым и тщательно контролировать эмоции. Если больной почувствует разочарование близких, он может потерять веру в успех и отказаться от тренировок. Выполнять их лучше перед зеркалом несколько раз в день. Можно делать это в любой последовательности.

Восстановление речи после перенесенного инсульта в привычной для пациента обстановке предполагает регулярное выполнение комплекса, упражнения которого направлены на улучшение артикуляции:

  1. Сложить губы в трубочку. Через 5 сек принять исходное положение, отдохнуть 5 сек и повторить сначала. Всего 5-10 раз.
  2. С напряжением прихватить верхними зубами нижнюю губу. Удерживать позу 5 сек. Отдохнув 5 сек, повторить упражнение. Затем проделать то же самое с нижними зубами и верхней губой. Каждой челюстью нужно поработать 5-10 раз.
  3. Одновременно высунуть язык максимально далеко и вытянуть шею вперед. Задержавшись в таком положении на 3 сек, вернуться в исходное. Отдохнуть 3 сек и повторить. Выполнить 5-10 раз.
  4. Облизывать губы. Сначала верхнюю, двигаясь в направлении справа налево и в обратную сторону, затем нижнюю. Повторить 5-10 раз.
  5. Проводить языком по губам по кругу слева направо и справа налево.
  6. Высунув язык, пытаться прикоснуться им к носу, а затем к подбородку.
  7. Свернуть язык трубочкой и высунуть его. Продержавшись в таком положении 3 сек, отдохнуть столько же.
  8. Поднимать кончик языка и тянуться им к небу. Рот при этом закрыт.
  9. Закрыв рот и разомкнув зубы, проводить по ним языком со стороны губ по кругу.
  10. Цокать языком о небо, подражая звуку копыт бегущей лошади.
  11. Максимально далеко высунув язык, шипеть, как змея.
  12. Широко улыбнуться, показав все зубы. Повторить, не размыкая губ.
  13. Изображать воздушный поцелуй, громко чмокая при этом.
  14. Быстро проводить языком по верхней губе, проговаривая «бл-бл-бл…»
  15. С закрытым ртом упираться напряженным языком то в правую, то в левую щеку.
  16. Улыбнувшись и открыв рот, просунуть язык между зубами и поочередно тянуть его кончик за верхние и опускать за нижние.
  17. Исходное положение – такое же, как в предыдущем упражнении. Кончик языка перемещается между уголками губ.
  18. Улыбнувшись и слегка приоткрыв рот, поместить на нижнюю губу широкий язык.

В домашних условиях желательно повторять упражнения, которые используются логопедами для восстановления речи у пациентов после инсульта. К ним относится проговаривание:

  • скороговорок;
  • сложных слогов;
  • отрывков текста (с целью заучивания).

Но назначать их должен врач. Неправильно рассчитав нагрузку или выбрав слишком сложные логопедические упражнения, можно навредить больному, отбив у него желание продолжать тренироваться.

Львиная доля ответственности за выздоровление пациента после инсульта лежит на его родственниках. Им нужно постараться максимально вовлекать больного в общение, не оставляя его наедине с собой и не допуская его речевой изоляции. Желательно читать ему вслух. Эффективно использование речевых рядов, когда больному предлагается продолжить перечень предметов, объединенных общим признаком (одежда, животные и т. д.) или перечислить по порядку дни недели.

Народные рецепты

Сторонники нетрадиционной медицины высоко оценивают народные методы, применение которых в домашних условиях помогает вылечить нарушение речи после инсульта. Среди наиболее эффективных:

  • мумие. Принимают состав в дозировке 1,5-2 мг перед сном в течение 2 недель. Отдохнув 5 дней, курс начинают заново. Повторить его нужно 2-3 раза;
  • ножные ванны с хвоей. Они помогают избавиться от психоэмоциональных проблем, мешающих восстановлению речевой функции. Входящие в состав хвои эфирные масла обладают расслабляющим действием;
  • шишки хвойных деревьев (ели, сосны, кедра). Из них можно приготовить отвар, спиртовую настойку или варенье. Шишки оказывают общеукрепляющий эффект.

Прибегать к народным рецептам в лечении последствий инсульта можно, но только в составе комплекса восстановительных мероприятий. Используемые в них вещества способны вызвать аллергию и имеют немало противопоказаний, поэтому применять их рекомендуется по согласованию с врачом.

Лекарственные препараты

Занятия с логопедом и дома должны дополняться медикаментозными методами лечения. Называться препараты могут по-разному, но обычно врачи назначают:

  • нейропротекторы;
  • антикоагулянты;
  • антидепрессанты;
  • снотворные.

Прием лекарств из первых двух групп способствует восстановлению нарушенных функций мозга и растормаживанию речи. В реабилитационном периоде после инсульта больным необходима и психологическая помощь. Потеря речи зачастую кажется им необратимой, а лечение – бесперспективным. Роль антидепрессантов и препаратов, улучшающих сон, в выздоровлении пациента ясна по их названию.

Врач может также настаивать на личных беседах с больным и его родственниками. Их цель ­– настроить пациента на положительный результат, убедить в том, что инвалидности по речи можно избежать, если приложить усилия.

После выписки больного продолжает контролировать логопед. Без тщательного наблюдения на этапе восстановления не обойтись, ведь оно помогает своевременно выявить признаки повторного инсульта. Если речь больного внезапно замедлилась, проводится его госпитализация с дополнительным обследованием.

Инновационные методики

Устранить последствия инсульта помогает использование стволовых клеток. Их применение позволяет обновить и восстановить функции пострадавших от нарушенного кровообращения тканей. Суть методики – в замене погибших нейронов здоровыми нервными клетками.

Процедура включает 3 этапа:

  • выделение стволовых клеток из биоматериала больного;
  • их доведение до нужного объема;
  • введение готового материала. Проводят его внутривенно в 2 приема, интервал между которыми составляет 2 месяца.

Использование стволовых клеток связано с определенными сложностями, главная из них – высокая стоимость процедуры. Но в решении такой проблемы, как вернуть пациенту после инсульта способность нормально разговаривать, она позволяет добиться значительных результатов. Среди них:

  • восстановление целостности тканей головного мозга, его работоспособности в полном объеме,
  • улучшение защитных функций организма,
  • нормализация самочувствия,
  • повышение жизненного тонуса.

Дополнительные способы

В лечении афазии применяются также:

  • физиотерапевтические процедуры. Их предназначение – стимулировать речевую мускулатуру с помощью электрического тока. Помогают они при моторной афазии, но популярностью у врачей этот метод не пользуется;
  • иглорефлексотерапия. Она позволяет улучшить артикуляцию, если афазия моторная;
  • функциональное биоуправление. В его основе лежит визуальный контроль над работой речевой мускулатуры. Не подходит этот метод пациентам с нарушениями понимания;
  • хирургическое вмешательство. К нему прибегают в крайних случаях, когда остальные методы не дают результата. Операция возможна только при ишемическом инсульте. Во время нее нейрохирург соединяет здоровый сосуд мозга и речевую зону, избегая поврежденного участка. В результате ее кровообращение улучшается, но выраженный эффект операция приносит редко.

Залог успеха в лечении афазии – оптимистичный настрой больного, помощь близких и строгое следование врачебным рекомендациям. Выполнение этих условий позволяет надеяться на полное восстановление речи. Быстрого результата здесь не получить, важно не забывать об этом. К большой цели идут постепенно, набравшись терпения, и радуясь каждому маленькому достижению.