Воспитание ребёнка с рождения до года по месяцам

С рождением ребёнка родителям приходится столкнуться с заботами по уходу за малышом, налаживанием быта, свыкнуться со своей новой ролью. И если с кормлением, купанием, переодеванием маленького человечка всё более или менее понятно, то как быть с его развитием? Большинство новоиспеченных мам и пап не имеют собственного опыта и часто не знают, как правильно воспитывать ребёнка с рождения до года.

Особенности воспитания в разные периоды

Воспитание младенца до года (по месяцам) можно условно разделить на четыре важных периода:

  • от 0 до 3 месяцев;
  • от 3 до 6 месяцев;
  • с 6 до 9 месяцев;
  • с 9 месяцев до года.

Все этапы имеют свои особенности, отличаются и рекомендации по воспитанию и развитию в каждый из периодов.

Первые 90 дней

Малыш родился… Вроде бы теперь они с матерью не одно целое, но… Не зря первые месяцы жизни ребёнка называют 4 триместром беременности. Это очень важный период «донашивания» малыша, когда он ещё очень уязвим, и ему нужно чувствовать себя в безопасности, а значит, быть рядом с мамой. Брать ребёнка на руки и кормить по первому требованию, избегать тугого пеленания, носить в слинге, осторожно укачивать, ставить фоном «белый шум» — это лучшее, что может сделать мать для гармоничного психоэмоционального развития малыша.

Особое внимание женщина должна уделить организации грудного вскармливания хотя бы первые полгода жизни и совместного сна с ребёнком. Не стоит доверять рекламе и уповать на то, что искусственные смеси максимально адаптированы к грудному молоку. Состав молока каждой конкретной матери уникален и соответствует запросам и потребностям конкретного ребёнка. Молоко богато витаминами и иммуноглобулинами и по праву зовётся жидким золотом. Кормить грудью — значит, напитывать малыша своей любовью и обеспечивать ему крепкий

иммунитет.

Совместный сон с крохой существенно облегчит грудное вскармливание для самой мамы, а младенец, чувствуя рядом её тепло, будет лучше спать. Современные исследования подтверждают: если грудной ребёнок спит с мамой, а не в отдельной кроватке и тем более не в другой комнате, это очень благотворно сказывается на развитии его мозга.

Однако к воспитанию новорождённого ребёнка следует приобщать и папу, не стоит отказываться от помощи бабушек и дедушек. Чем больше любви и заботы малыш получить от своих родственников, тем более гармоничной и сильной личностью вырастет.

С первых дней жизни важно наладить режим сна и бодрствования малыша, а также больше с ним общаться. Замечательно, если грудничок будет засыпать под мамины колыбельные, а каждодневные процедуры (например, утреннее умывание) будут сопровождаться потешками. Уже с полутора месяцев можно начинать закаливать ребёнка и делать зарядку и массаж. Младенцу наверняка придётся по душе плавание в ванной со специальным кругом на шее. Оно полезно для лёгких и пищеварительной системы, укрепляет его мышцы и иммунитет.

Лучшие игрушки для малыша в этот период — яркие погремушки и музыкальные мобили, которые будут развивать зрение и слух.

От трёх месяцев до полугода

Всё, что необходимо малышу первых трёх месяцев жизни, нужно и подросшему ребёнку. В режим дня по-прежнему стоит включать гимнастические упражнения и массаж. Период активного бодрствования заметно возрастает, малыш готов познавать окружающий мир, полный красок, запахов, звуков. Он гулит, может, даже произносит свои первые слоги. Уже сейчас следует развивать речь, много общаться с ним, рассказывать ему стихи и сказки, комментировать каждый свой шаг. Устройте малышу экскурсию по квартире, расскажите и покажите, что где находится и для чего это нужно.

Малыши хорошо воспринимают музыку, стоит включать фоном спокойные мелодии, звуки природы, классические композиции. Понравится карапузу, если его возьмут на руки и будут пританцовывать в такт какой-нибудь весёлой песенке.

Большое внимание стоит уделять организации здорового полноценного сна малыша. В этот период общее количеств сна в сутки начинает постепенно сокращаться, но спать младенец по-прежнему должен не менее 15—16 часов, 5 из них приходятся на дневной сон. Хорошо, если прогулки на свежем воздухе проходят в период бодрствования ребёнка. Доказано, что сон в движении (в коляске, автокресле) вредит маленьким детям. Он поверхностный, и у малыша нет возможности крепко уснуть, его нервная система не отдыхает.

Как считает известный доктор Евгений Комаровский, сон в коляске на балконе — лучшее решение. И у мамы появится свободное время, и малыш будет крепко спать на свежем воздухе. Если от прогулок по парку отказаться нельзя, то коляску стоит остановить, когда ребёнок уснёт.

Малышу в этот период уже можно предлагать прорезыватели, игрушки с различной текстурой (мячики, кубики) для развития мелкой моторики.

От шести до девяти месяцев

День за днём кроха становится более активным и непоседливым. Ему всё интересно. Он знакомится с прикормом, садится, встаёт у опоры, ползает. Некоторые дети к 9 месяцам могут сделать первые шаги. Не стоит покупать крохе ходунки, лучше поощрять ползание, ведь оно влияет на гармоничное психомоторное развитие. Неуклюжесть, неумение ориентироваться на местности, дислексия, дисграфия и другие проблемы чаще встречаются у школьников, которые не ползали в детстве.

Что нужно сделать родителям, если малыш не стремится ползать сам? Прежде всего, максимально обезопасить пространство, где он будет этому обучаться. Игровую зону для ребёнка стоит организовать на полу. Карапуза укладывают на животик и предлагают ему дотянуться до яркой игрушки. К ножкам крохи родителям стоит приложить опору — ладони, от которых он будет отталкиваться в попытках достать игрушку.

Начинать занятия можно раньше полугода. Подбадривайте ребёнка, хвалите, независимо от того, получается у него или нет. Маленьким детям очень нравятся одобрение и похвала. Мама или папа всегда на собственном примере могут продемонстрировать малышу, как нужно ползать. Глядя на родителей, он обязательно захочет сделать то же самое.

Собственный пример — это отдельная тема в воспитании ребёнка. Родителям часто кажется, что малыш ещё несмышлёный и ничего не понимает. А между тем на протяжении первого года жизни он впитывает всё, как губка. То, как мать общается с ним, как родители общаются между собой, какая обстановка в семье — всё отложится в памяти у крохи. Спокойная атмосфера дома благоприятно скажется на развитии ребёнка и, наоборот, скандалы, ругань будут тормозить его развитие.

В полугодовалом возрасте у малыша режутся зубы. Уже сейчас стоит постепенно приучать ребёнка к твёрдой пище, начиная с маленьких кусочков, так как отсутствие навыков жевания может замедлить развитие речи в будущем.

Не стоит покупать малышу много игрушек. Как показывает практика, большинство из них остаются невостребованными, ведь дети с удовольствием играют с подручными средствами: пультами, коробками, пакетиками, тряпочками. При желании именно из них можно соорудить настоящее развивающее пособие для малыша.

От девяти месяцев до года

Период активного познавания мира продолжается. Следует подальше убрать все опасные предметы, лекарства, пользоваться специальными фиксаторами для комодов и шкафов, накладками для острых углов. В этот период ребёнок при незнакомых людях ведёт себя настороженно, может плакать. В кругу семьи он радостный и оживлённый, не любит подолгу оставаться один и требует постоянного внимания и присутствия взрослого, к которому привязан.

Малыш всё лучше понимает речь, выполняет простые просьбы. Некоторые малыши в возрасте около года начинают произносить первые простые слова. По нормам ребёнок к году может иметь в лексиконе уже около 10 слов. Но большинство современных детей начинают говорить гораздо позже, и это нормально. Тем не менее, родители должны уделять внимание речевому развитию. Показывайте малышу красочные книги с крупными картинками, называйте предметы, животных, пусть малыш и сам пробует что-нибудь показать по вашей просьбе. Уделяйте время развитию мелкой моторики: пальчиковые игры, рисование пальчиковыми красками, крупой, игры с кинетическим песком пойдут малышу на пользу.

Это время, когда крохе уже можно объяснить, что такое хорошо и плохо, что можно и нельзя. Стоит учить малыша вежливости, навыкам общения. На детской площадке карапуз уже способен взаимодействовать со сверстниками. Если он в попытке привлечь внимание другого малыша замахивается на него, отбирает игрушки, следует спокойным, доброжелательным тоном объяснить, почему так делать нельзя, предлагать альтернативу: «Хочешь поиграть с игрушкой малыша? А давай поменяемся, пускай он пока поиграет с твоей» и т. д.

Пирамидки, матрёшки, кубики, сортеры — самые необходимые игрушки для малыша в этот период.

О методиках раннего развития

В течение первого года жизни можно начинать заниматься с малышом по одной из методик раннего развития. Вот некоторые из них:

  1. Методика Гленна Домана;
  2. Методика Монтессори;
  3. Спортивно-игровая методика Лены Даниловой.

Принцип методики Домана — демонстрировать малышу карточки с самыми разными изображениями, проговаривать, что на них изображено. Методика направлена на ускоренное развитие мозга грудничков.

Методика Монтессори — это создание специальной среды для ребёнка, где он сам сможет выбрать интересующий его в данный момент объект исследования. Хорошо развивает творческое и логическое мышление, мелкую моторику, приучает к дисциплине.

Лена Данилова призывает с самого рождения уделять внимание физическому развитию детей. Разработанные ею спортивные комплексы «Ранний старт» предназначены для занятий как с грудничками, так и с детьми постарше.

При выборе методики родители должны помнить, что не стоит форсировать событий и стремиться воспитать маленького вундеркинда. Если малыш явно не заинтересован в занятиях — не нужно настаивать, возможно, ещё не пришло время. Задача отца и матери заключается, прежде всего, в том, чтобы подарить ребёнку счастливое детство, окружить его любовью, лаской и заботой.

Полезные книги для молодой мамы

Существует немало полезной литературы, помогающей решить важные вопросы воспитания и существенно облегчающих суровые будни молодых родителей. Книги некоторых популярных и уважаемых авторов, чьи советы проверены ни одним поколением родителей и малышей, просто обязаны присутствовать на книжной полке:

  1. «Тайная опора. Привязанность в жизни ребёнка», Людмила Петрановская. Среди многообразия книг по развитию, психологии и воспитанию детей до 1 года, эта книга занимает особое место. Впрочем, она универсальна для каждой мамы, потому что в ней автор рассказывает также и про непоседливых трёхлеток, и про беспокойных подростков. Она о том, как выстроить отношения с малышом с первых дней его жизни, как понимать его и почему так важно дать ребёнку максимум заботы и любви.
  2. «Здоровье ребёнка и здравый смысл его родственников», Евгений Комаровский. Эта книга по праву может стать настольной книгой осознанных родителей. Как сберечь здоровье крохи? Как укрепить иммунитет малыша, как заниматься профилактикой заболеваний? Чем и как кормить ребёнка? Насколько важен для его развития микроклимат в семье? Эти и многие другие вопросы, включая описание детских болезней и оказание первой помощи, освещены в книге.
  3. «Мир глазами младенца. Младенец глазами психолога», Алла Баркан. Название говорит само за себя. Если у молодой мамы возникает недопонимание с карапузом — ей нужно обязательно прочесть эту «инструкцию» по воспитанию малыша. Здесь также содержатся полезные рекомендации по развитию детей до 1 года.
  4. «Ваш малыш от рождения до 2-х лет», Марта и Ульям Сирс. Авторам книги, которые воспитали восьмерых детей, есть чем поделиться с молодыми родителями. Они приверженцы естественного родительства, и в книге прекрасно аргументируют свою позицию, приводя примеры из педиатрической практики (Уильям Сирс — педиатр) и собственной семьи.
  5. «Чудо-ребёнок с самых пелёнок. Пошаговая методика развития ребёнка с рождения до года», Е. Мулюкина, О. Агеенкова. Книга для тех, кто задумывается, как развивать ребёнка с рождения по месяцам вплоть до года. Как разработать собственную уникальную методику занятий с ребёнком, с чего начинать? Что для этого понадобится? Это книга — практикум со множеством упражнений и полезных рекомендаций.

Этот список можно продолжать почти бесконечно, потому что разумный родитель всегда ищет новые ключи к воспитанию своего малыша и в литературе в том числе. Будьте внимательными и любопытными в изучении и развитии своего ребенка.

Многие помнят притчу, в которой молодая мама пришла узнать у мудреца, когда начинать воспитание ее годовалого ребенка. На что тот заверил женщину, что она опоздала на целый год.

Знают эту истину многие, но не все понимают ее правоту. На самом деле воспитывать будущего малыша надо начинать за долго до рождения, то есть с себя, а потом во время беременности. Тем не менее, малыш уже родился. Начнем.

Воспитание ребенка до года по месяцам ↑

Родился ребенок. Не обольщайтесь на счет чистого листа! У него уже есть свой темперамент, личная энергетика и даже задатки характера.

Вы, наверное, обращали внимание в роддоме, что кто-то из новорожденных спокойно пососал молочка и молчит, а другой вертит головушкой, орет, злится, ловит ротиком еще что-нибудь. Им еще по несколько часов, а они уже разные.

Первый период – от 0 до 3 месяцев

Все его проблемы, а значит и ваши в это время крутятся в трех темах:

  • покушал, не покушал, мало поел, переел, срыгнул;
  • покакал, не покакал, закрепило, газики;
  • холодно, жарко, замерз, вспотел, потничка, попрел.

Замечательно, если у мамы хорошая лактация. В этот первый период малыш не столько набирает калорий, сколько запасается иммунитетом на всю оставшуюся жизнь.

Педиатрами доказано, что первые капли грудного молозива – эта прививка от аллергий на многие годы. Кормите молозивом, пока не появится молоко.

Сочетайте кормление с закаливанием. Маленький человечек рождается с огромным потенциалом. Не убивайте его иммунитет в 1 год теплыми одеялами и грелками под спинку. Сосание для новорожденного – огромный труд, во время которого он не замерзнет даже при отрицательной температуре воздуха. Разденьте его и кормите голым.

Еще одно непременное правило: кормить надо так, чтобы губки захватывали как можно меньше воздуха, а потом обязательно держать ребенка не горизонтально, чтобы вышел воздух.

Малыш покушал, срыгнул воздух, самое время спать. Старайтесь укладывать детей первого года жизни в комнате с открытыми окнами. Просто заверните или оденьте, как для гуляния и откройте створки.

Он еще плохо слышит и видит, но прекрасно чувствует ваше состояние. Раньше у вас с ним, связанных пуповиной, сердцебиение и адреналин был общим. Сейчас эта связь сохраняется.

Она останется между вами на всю жизнь. Старайтесь не нервничать. Иногда вы не понимаете, почему он не спит. Ведь, все хорошо, только вам плохо. Вот именно, потому и не спит — он чувствует, что вам плохо.

Разговаривайте с ним. Делая массаж, подмывая, пеленая, обязательно мурлыкайте что-нибудь, называйте его по имени. Первую неделю малыш хорошо различает запахи, слышит громкие звуки и видит свет. В конце первого месяца почти полностью просыпается зрение и слух.

Сейчас в магазине можно приобрести надувные круги для купания, которые одеваются младенцу на шею. Это самая развивающая процедура, которую можно проводить каждый вечер, после того, как заживет пупочная ранка. Новорожденный младенец плавал все 9 месяцев в утробе матери. Для него эта среда привычна и любима.

Игры и игрушки

Все воспитание ребенка до года происходит в процессе ухода за ним и в игре. Первая игрушка – погремушка. Ода должна быть яркая, в меру звонкая и адаптированная для ребенка. Головка поворачивается в сторону шума, глаза ищут его источник, яркое пятно.

В два месяца уже можно подвесить пару ярких погремушек на таком расстоянии, чтобы малыш мог дотягиваться до них рукой.

В конце третьего месяца жизни ваш карапуз отлично держит головку, улыбается вам, играет с погремушками, плавает по ванной и поворачивается. Пора покупать манеж, потому что в этом возрасте озорники часто падают с пеленальных столиков и скатываются с диванов.

Второй период – от 3 до 6 месяцев

Он уже все видит, слышит, понимает настроение, играет с погремушками, переворачивается и долго лежит на животе, осматривая территорию.

Учите ребенка ползать! Не ходить, а именно передвигаться на четвереньках. Многих болезней позвоночника и суставов можно было бы избежать, если бы родители не стремились как можно быстрее поставить дите на ноги в прямом смысле.

Сильные мышцы спины, натренированные ползаньем, станут мощным корсетом и уберегут вашего карапуза от этих проблем в будущем.

Упражнения по Комаровскому, помогающие научиться ползать:

  1. Положите ребенка на животик на ровную поверхность. Согните ему коленки поставьте ладонь к ступням для упора. Он обязательно оттолкнется и продвинется вперед, только поддержите ему голову, чтобы он не ткнулся носом.

  2. Поставьте его на четвереньки и, придерживая снизу под грудью, попробуйте привлечь внимание яркой звонкой игрушкой впереди. Малыш обязательно потянется, а вы передвинете его рукой.

Этот первый шаг может запомниться, и к полугоду его поползновения обязательно увенчаются успехом.

Игры и игрушки

Лучшей игрушкой в этот период станет развивающий коврик. Научившись тянуться к интересным предметам ручкой, малыш начинает изучать пальчиками различные фактуры, объемы.

У него развиваются тактильные ощущения. Это потом, научившись самостоятельно передвигаться, он непременно пощупает папин ботинок и не выключенный утюг, а пока ему приходится довольствоваться тем, что есть в пределах полуметра.

Предоставьте ребенку такую возможность. Дайте ему пощупать мягкий резиновый мячик, погладить плюшевого утенка, попробовать отколупать пришитую пуговку и откусить кубик.

Еще одна познавательная и очень увлекательная игра – прятки. Конечно, это еще не те прятки, в которые вы играли во дворе:

  1. Накройте рукой или пеленкой игрушку, а потом откройте, так, чтобы ребенок видел это.
  2. Закройте свое лицо и скажите из-под укрытия что-нибудь. Дайте удивленному естествоиспытателю содрать с вас покрывало. Эта увлекательная игра понравится вам обоим.

К полугоду ваш карапуз научится вставать с опорой, сидеть и бросать игрушки. Он будет смеяться вместе с вами и плакать не всегда от боли или голода, а чаще потому, что его не взяли на руки.

Третий период – от 6 до 9 месяцев

Кончилась мамина более-менее спокойная жизнь, дите научилось передвигаться. Обязательно опуститесь на пол и посмотрите на открывшиеся перспективы глазами своего сына или дочки. Прежде чем отпустить малыша в «свободное плавание» по полу вашей квартиры:

  • тщательно пропылесосьте и вымойте полы;
  • закройте нижние дверки шкафов;
  • уберите мелочь с уровня досягаемости;
  • подтяните свисающие шнуры, провода;
  • закройте электрические розетки.

Игры и игрушки

С полугода у среднестатистических детей начинают резаться зубы. Все, что попадает в руки, обязательно тут же оказывается во рту. Следите, чтобы игрушки не были на столько мелкими (или не разваливались на части), чтобы стать угрозой его здоровью.

Обязательно читайте на упаковке бренды производителей и требуйте сертификаты качества игрушек.

Любимые игры: прятки, кидание и разрушение. Не сердитесь на ребенка, если вам приходится бесконечно подбирать бросаемые им игрушки. Человек знакомится с законом тяготения. Процесс исчезновения и появления предмета тоже будет еще долго удивлять и развлекать юного исследователя.

Многим детям очень нравится кукла-неваляшка. Еще многих интригует возможность из чего-то большого сделать маленькое. Поставьте два-три кубика друг на друга, а потом разрушьте пирамиду рукой своего ребенка. Не беспокойтесь, он не вырастит разрушителем, он просто изучает мир.

В этом возрасте уже можно акцентировать внимание маленького человека на названиях предметов. Начните с самого простого: «Где мама?», «Вот мама». Он не покажет пальчиком, но найдет ее глазами.

Сопоставления речевых команд, звуков и сопровождающие их действия – лучшая игра этого возраста:

  • «Где папа? Вот папа. Помаши папе ручкой». Помашите его ручкой.
  • «Какой ты большой? Вооот какой большой!». Поднять его ручку вверх.
  • Классические «ладушки».
  • «Кисонька-ласонька» с поглаживанием его ручкой по своим или его голове.

В 9 месяцев малыш знает, как называются самые главные для него вещи, уверенно ползает, сидит и стоит. Он может «сказать до свидание» ручкой, сделать ладушки и засунуть себе в рот пустышку.

Четвертый период – с 9 до 12 месяцев

Когда человек учится ходить, очень трудно уберечь его от травм. Но необходимые меры безопасности принять обязательно надо:

  1. Все углы мебели находятся на уровне его головы, закройте их силиконовыми накладками.
  2. Уберите с нижних полок тяжелые, опасные и дорогие вам предметы, до которых он может дотянуться.

Игры и игрушки

Он научился бросать, подбирать, ставить, даже пользоваться палкой, как орудием. Он понял, что его руки могут его слушаться.

Теперь ваша задача состоит в том, чтобы развить речь ребенка. Продолжайте разговаривать, называя предметы, и чаще заставляйте что-то сделать: «Дай мне мячик» или «Иди к маме», или «Хочешь пить?», «На кубик».

Эти моменты тренируют память малыша. Он пока что просто запоминает названия и слова. Потом, когда язык научится слушаться команды мозга, он их обязательно скажет вслух.

В этот период «тю-тю» перестает быть загадочным процессом, но все еще смешит и интригует. Малыш пытается надеть на ножку носок, засунуть куклу в мешок. Или достать из кармана папин телефон. Все, свойства закрытого пространства почти изучены.

Родителям обязательно нужно знать, как воспитать в нем аккуратность и усидчивость в дальнейшем. Но а пока можно начинать первые уроки конструирования. На первый День Рождения уже можно будет подарить ему первый конструктор – пирамидку. Пусть она будет невысокой, с яркими пластиковыми кольцами.

Советы и рекомендации психологов ↑

Самый главный совет молодым родителям – это постепенность и терпение во всех вопросах: в прикормках, закаливании, учебе, играх и т.д.:

  1. Физически новорожденный младенец получает от природы огромный запас защиты, но психологически этот крошечный комочек совершенно беззащитен. Психология появляется после рождения. Каждая новая информация для него является огромным стрессом. Постарайтесь не травмировать его мозг шокотерапией. Не кричите при нем, не дергайте в раздражении памперсы, не трясите, плача от усталости, коляску.
  2. Не ограничивайте пространство квартирой и двором. Постепенно раздвигайте рамки его мироощущения. Пусть ваш сын или дочь познакомятся с подобными себе.
  3. Не переставайте закаливающие процедуры. Прохладные купания, прогулки босиком, воздушные ванны во время кормления.
  4. Радуйтесь своему ребенку, будьте счастливы потому, что он у вас есть. Он все чувствует и сопереживает.

Главное, помните, что ваш ребенок подражает вам во всем. Первые его слова, реакция на раздражение, жесты, все это — вы его глазами. А еще необходимо любить малыша. Большая любовь сгладит все огрехи и поможет решить все проблемы.

Видео: Психология ребенка от рождения до года

Воспитание ребенка – ответственное мероприятие, которое начинается с самого рождения младенца. Первые привычки и личностные особенности формируются у крохи в период до года, хотя и на подсознательном уровне. Попробуем разобраться, что включает в себя воспитание ребенка от рождения до года, и как оно влияет на дальнейшее развитие малыша.

Основные моменты воспитания до года: 4 возрастных этапа

Психологи делят воспитание ребенка до года на четыре условных этапа. Каждый этап ограничен временными рамками – в него входят три определенных месяца жизни малыша. Это обусловлено тем, что на первом году жизни развитие происходит настолько быстро, что закладывать основы определенных навыков можно с раннего младенчества, которые уже в ближайшем будущем дадут положительный результат.

В таблице кратко показано, как формируется поэтапное воспитание в соответствии с возрастом ребенка.

Возраст ребенка (период) Ключевые воспитательные моменты Краткое описание периода
0-3 месяца Закладка основ общения, организация режима питания, развитие сенсорного восприятия Новорожденный ребенок нуждается в материнском внимании и ласке. Важно общаться с малышом с первых дней жизни: разговаривать, петь, читать потешки. Постепенно формировать четкий режим дня, чтобы внутренние часы ребенка привыкали к пробуждению, кормлению, сну, гигиене в определенное время суток.
3-6 месяцев Подготовка к будущей речи, развитие зрительного и тактильного восприятия, активное знакомство с окружающим миром Второй этап включает в себя все то, что начало развиваться на первом: общение, режим дня, легкая гимнастика (подготовка к сидению и ползанию). В этот период ребенку важно как можно чаще слышать речь. В ассортименте игрушек должны присутствовать разные материалы: мягкие, шуршащие, звонкие, резиновые, с массажными элементами для мелкой моторики.
6-9 месяцев Физическая подготовка, прививание полезных привычек в игровой деятельности (мытье рук, знакомство с горшком) Укрепление мышц, хождение у опоры и с поддержкой родителей – в приоритете на данном этапе развития. В возрасте 7-9 месяцев ребенка нужно знакомить с понятиями “можно”, “нельзя”, “правильно”, важна похвала и внимание. Продолжается развитие речевых навыков разговорами, проговариваниями новых слов, демонстрирование ребенку разной интонации в общении.
9-12 месяцев Развитие памяти, речи, внимания, физическое воспитание, формирование доброжелательного отношения к людям и животным и окружающему миру В четвертом этапе важен контакт ребенка с близкими родными: прогулки, чтение, “пальчиковые” игры стимулируют речь и учат правильно вести себя в окружении. На собственном примере нужно показывать бережность и заботу к растениям, домашним животным, а также к книгам и игрушкам.

Популярные методики воспитания ребенка до года

Многие родители думают, что воспитание ребенка заключается в элементарном ежедневном уходе и не требует усилий. Но практика показывает, что дети, которыми активно занимались в первые 12 месяцев, показывают лучшие результаты в развитии по сравнению с малышами, что росли “сами по себе”.

Чтобы мамам и папам было проще выработать для себя план воспитательных моментов, можно обратиться к существующим методикам воспитания:

  • метод Монтессори;
  • воспитание по Глену Доману;
  • Вальдорфская методика.

Они включают в себя проверенные педагогические и психологические методы, которые учат детей расти самостоятельными и уверенными в себе.

Всестороннее воспитание – методика Монтессори

Данная методика успешно используется семьями всего мира на протяжении пары десятилетий. Педагоги Монтессори придерживается правила – детям нельзя ничего навязывать; ребенок сам решит, во что ему интересно играть в данный момент. “Детей учит то, что их окружает” – пожалуй, главный девиз методики. Идея самовоспитания позволяет ребенку самому черпать знания из окружающего мира.

Подробнее о методике на видео:

Развитие по карточкам – методика Глена Домана

Глен Доман создал уникальную методику, позволяющую воспитывать в детях безграничное воображение и стимулировать умственное развитие практически с пеленок. За основу взяты простейшие карточки с изображениями и словами, которые должны окружать ребенка повседневно. Систематические занятия с карточками развивают младенца буквально с “головы до пят”, включая двигательную активность, любознательность и развитие речи.

Воспитание через подражание – Вальдорфская школа

У воспитанников данной школы развития каждый день наполнен событиями – вчера было рисование, сегодня театрализованное представление, а завтра – сенсорика и работа с природными материалами. Все занятия проходят в формате сюжетно-ролевых игр. Индивидуальность детей здесь главное, и этому фактору уделяется особое внимание, и никакой “зубрежки”. Воспитание детей происходит через познавание мира и регулярную творческую деятельность.

Интересный факт! Сторонники данной методики, как ни странно, против раннего интеллектуального развития детей. Письмо и чтение педагоги Вальдорфской школы рекомендуют изучать не ранее 10 лет.

Топ-5 лучших книг для помощи в воспитании детей

Каждый родитель хочет научиться:

  • понимать своего ребенка;
  • быть с ним терпеливым;
  • не идти на поводу эмоций в непростых моментах воспитания.

Иногда это трудно сделать в силу неопытности и нехватки знаний. Что же делать в ситуации, когда чадо в очередной разбушевалось, а все известные методы исчерпали себя? Можно ждать, когда малыш перерастет свой “кризис” и все вернется на свои места. А можно обратиться к профессионалам-авторам и почерпнуть знания из книг о детском воспитании.

Перед вами рейтинг изданий, которые после прочтения помогут вам взглянуть на воспитание своего ребенка по-новому.

” Общаться с ребенком. Как?” – Юлия Гиппенрейтер

Книга о том, как часто необдуманные слова приносят ребенку боль и сомнения в родительской любви. На примерах приведены фразы, которые способны сделать ребенка замкнутым, трудным или “с характером”. Но исправить ситуацию не поздно никогда! Здесь вы найдете не только универсальные советы, но и анализы реальных историй, а также практические задания. Это одно из лучших изданий, которое рассчитано на широкий круг читателей: будущих родителей, состоявшихся отцов и матерей с детьми от 0 до года и старше, для тех, кто имеет проблемы с детьми и тех, кто считает, что в семье все хорошо.

” Растет дочка, растет сын” – Ирина Ханхасаева

Автор книги (к слову, мама четверых детей) помогает решить родителям такие простые, но важные вопросы о воспитании ребенка с первых дней жизни. О чем и как разговаривать с новорожденным; что делать с раскапризничавшимся грудничком; как понять, что малыш готов к яслям и детскому саду – все эти темы раскрыты в издании И.Ханхасаевой.

” Когда ваш ребенок сводит вас с ума” – Эда Ле Шан

Издание написано для родителей, которые считают поведение своего ребенка откровенно нестерпимым. Автор предлагает взглянуть на ситуацию с другой стороны, а точнее – разобраться в себе, вернувшись в воспоминания собственного детства. Книга поможет мамам избежать желания сделать “шлепок”, поможет понять, почему иногда (или часто) раздражают действия своего ребенка, и как можно с этим справиться.

” После трёх уже поздно” – Ибуки Мосару

Труд японского автора убеждает читателей в том, что их ребенок наделен безграничными потенциальными возможностями, которые даны ему самой природой. Есть они у каждого, и важно правильно раскрыть эти возможности (читай – способности), окружив ребенка правильной средой развития. Почему до трёх лет? Именно с рождения до трехлетнего рубежа мозг малыша способен схватывать все “на лету”, новые знания усваиваются очень быстро. Книга рекомендуется парам, ожидающим пополнения, а также родителям детей возрастом до 3 лет.

“Мы и наши дети” – Борис и Елена Никитины

В книге собраны идеи и опыт семьи Никитиных, вырастивших семерых детей, и предлагающих уникальные методы воспитания с раннего детства. Главная идея издания в том, что не стоит “перегибать палку” в заботе о ребенке: она не должна быть чрезмерной. На страницах вы встретите множество советов о том, как вырастить крепкое, здоровое чадо и с момента рождения приучать его к выносливости и закаливанию.

Также кроме списка книг хотим поделиться с вами опытом молодой мамы, которая рассказывает о занятиях, играх и развитии детей до годика:

Пять ключевых моментов в воспитании детей для родителей

Подытожив статью, выделим моменты, которые в процессе воспитания имеют крайне большое значение:

  1. Систематичность – если вы решили придерживаться одну из методик воспитания, то её методы должны быть использованы в практике ежедневно. Один раз ничего не изменит, для кардинальных перемен важна последовательность и регулярность занятий.
  2. Заинтересованность обоих родителей – если в формировании правильного воспитания задействованы и мама, и папа, то результаты не заставят себя долго ждать. Настрой семьи и её идейные принципы лежат в основе любого воспитания.
  3. Незыблемость режима – режим приучает с младенчества кроху к систематичности, а также позволяет маме выделить несколько свободных часов для себя.
  4. Психологическое состояние мамы – воспитать спокойного, послушного ребенка с устойчивой психикой можно только на собственном примере.
  5. Самостоятельность – ребенку важно с самого рождения давать возможность побыть наедине с самим собой. Время, которое малыш провел один в игре, в рисовании или любом другом занятии по собственной инициативе, воспитывает в нём чувство личной ответственности и самодисциплину.

Какими бы рекомендациями не воспользовались родители, итог один – семья решает самостоятельно, что подходит для их ребенка. Никто не знает малыша лучше, чем его родные мама и папа. Воспитание крохи должно быть основано, прежде всего, на знаниях о нём самом.