Самооценка личности в психологии: её виды и типы

Самооценкой
называют то, как человек воспринимает,
осознает свои личные качества, а также
то, как он оценивает их. Видит ли он свои
достоинства и недостатки в реальном
свете — это зависит от самооценки.

  • Адекватная/неадекватная
    самооценка. Пожалуй, самые важные виды
    самооценки личности, так как определяют
    насколько здраво и верно оценивает
    человек свои силы, поступки и качества.

  • Высокая/средняя/низкая
    самооценка.
    Здесь определяется непосредственно
    уровень оценки. Проявляется в придании
    излишней значимости или наоборот –
    незначительности собственным достоинствам
    и недостаткам
    . Крайние виды самооценки
    редко способствуют продуктивному
    развитию человека, так как низкая
    блокирует решительность действий, а
    завышенная – подсказывает, что всё и
    так прекрасно, и ничего делать, в
    общем-то, не нужно.

  • Стабильная/плавающая
    самооценка. Определяется тем, зависит
    ли самооценка человека от его настроения
    или успешности в тот или иной
    ситуации (периоде жизни).

  • Общая/частная/конкретно-ситуативная
    самооценка. Указывает область, на
    которую данная оценка распространяется.
    Оценивает ли человек себя по физическим
    или умственным данным, в конкретной
    сфере: бизнес, семья, личная жизнь
    . Порой
    же это может касаться лишь определённых
    ситуаций.

23.
особенности
каждого типа темперамента

Холерики

Тип
темперамента холерик имеет как свои
положительные, так и отрицательные
качества. Рассмотрим для начала плюсы

Холерики
прямолинейны, решительны. Они всегда
знают, что делать в определенной ситуации.
Это люди быстрые, подвижные, работа в
их руках просто кипит
. За новое дело
представители этого типа темперамента
берутся без проблем и боязни
. Все делают
быстро, без затруднений преодолевают
различные препятствия. Холерики любят
спорить, доказывать свою правоту
. Мимика
таких людей выразительна. У них, как
говориться, все написано на лице
. Речь
у таких людей живая, эмоциональная
. Они
могут дополнять ее различные движениями
рук, тела
. Чувства у холериков проявляются
очень быстро, они всегда ярки и эмоционально
окрашены. Холерики практически никогда
не обижаются, обиды не запоминают.
Засыпает и просыпается такой человек
быстро.

Недостатки
холерического темперамента

Быстрота
холерика нередко перетекает в торопливость.
Движения резкие, порывистые, нередко
неуравновешенные и несдержанные.
Холерикам явно не хватает терпения.
Прямолинейность иногда может играть и
свою негативную роль. На высказывания
холериков люди очень часто обижаются.
Личности с данным типом темперамента
нередко провоцируют различного рода
конфликтные ситуации. Холерики привыкли
работать рывками
. Резкий подъем сменяется
спадом деятельности
. И так по кругу. Это
люди, которые не боятся рисковать. Именно
поэтому они нередко оказываются в
неудобных ситуациях
. Холерики поверхностны.
Они не любят вникать в суть проблемы.
Склонны к переменам настроения. Такие
люди не терпят промахи других

Флегматик

Достоинства,
позитивные стороны флегматиков

В
первую очередь это спокойные, рассудительные
и уравновешенные люди. У них есть выдержка
в любой, даже конфликтной и спорной
ситуации
. Такие люди последовательны
в делах
. Они обязательно все начатое
доводят до логического завершения. Речь
их размеренная, спокойная
. Нет лишних
движений или ярко выраженной мимики
лица. Такие люди мало разговаривают. В
работе придерживаются системности, не
любят отступать от порядка
. Постоянны
не только в отношениях, но и в интересах.
Это чаще всего однолюбы
. Чувства их
глубоки, но тщательно скрыты от окружающих
глаз. Это надежные, незлопамятные люди,
которых очень тяжело вывести из себя

Негативные
стороны флегматиков

Они
слабо реагируют на внешние раздражители,
поэтому достаточно медленно принимают
новые обстоятельства. Такие люди
малоэмоциональны. Порой невозможно
понять, что именно творится в их душе.
Очень медленно включаются в новую
работу, а также переключаются с одного
дела на иное
. Довольно трудно адаптируются
в новой обстановке
. Нелегко сходятся с
новыми людьми
. Стоит отметить, что в
жизни флегматиков довольно много
шаблонов и стереотипов, которым они
неукоснительно следуют.

Сангвиник

+
Настроение
их преимущественно хорошее. Но может
резко меняться
. Все чувства у таких
людей возникают очень быстро. Однако
не отличаются глубиной
. Неприятности,
неудачи переживают без особых проблем,
достаточно легко
. Выносливость и
работоспособность находятся на высоком
уровне
. Без проблем заводят новые
знакомства. В общении с новыми людьми
не испытывают дискомфорта, неудобств,
страха
. Такие люди даже в самых сложных
ситуациях сдерживают свои эмоции. У них
отличное чувство самообладания
. Речь
громкая, торопливая, при этом отчетливая.
Мимика и жесты яркие, выраженные
. Это
хорошие организаторы
. В деятельности
настойчивы, все дела доводят до логического
завершения.


Склонны
не доводить дела до конца. Однако это
справедливо только в том случае, если
интерес к деятельности утрачен. Сангвиники
не приемлют однообразной работы
. Такие
люди нередко переоценивают себя и свои
возможности
. Это люди, которые быстро
меняют увлечения
. Это касается как
интересов, так и личной жизни. В решениях
такие личности могут быть поспешными,
опрометчивыми
. Настроение сангвиников
неустойчивое и склонное к переменам.

Меланхолик

+
Меланхолики
чувствительны. Однако это может относиться
также и к недостаткам типа темперамента.
Такие люди выдвигают к себе завышенные
требования, что заставляет их стремиться
к лучшему
. Они тактичны, сдержанны.
Меланхолики отлично чувствуют других
людей, их настроение
. Эмоции таких людей
сильные, глубокие, яркие, постоянные.
Работают спокойно и продуктивно. Однако
исключительно в привычной для себя
обстановке
.


Опять
же на первый план выходит повышенная
чувствительность, эмоциональность.
Такие люди очень тяжело переносят обиды,
если огорчаются, то надолго. Меланхолики
в большинстве случаев застенчивые,
стеснительные, не склонные к общению
личности
. Это люди, которые редко смеются.
В основном они пессимистично настроены.
Не любят ничего нового, долго адаптируются
в новом коллективе
. Изменения для них
– это что-то ужасное, трудное
. В работе
им надо делать паузы, так как они склонны
к быстрому утомлению. Речь их тихая,
слабая
. Мимика и жесты практически
отсутствуют. Это слезливые, плаксивые
люди
. В большинстве случаев меланхолики
боязливы, тревожны и замкнуты
. В сложные
моменты такие люди склонны теряться,
они нередко опускают руки перед
препятствиями, не стараясь их обойти
или же убрать с пути

Человек – часть социума, и для него важно отношение окружающих, оценка его качеств, способностей, привлекательности. Но не менее важна для нас и самооценка, отношение к себе, которое формируется у человека в течение всей его жизни. От уровня собственной оценки своих достоинств и недостатков во многом зависит и то место в обществе, которое мы занимаем, и уверенность в своих силах, и степень социальной активности.

Что такое самооценка

В психологии самооценка рассматривается как комплекс представлений человека о себе самом, которые сформировались на основе сравнения себя с окружающими. Эти представления играют важную роль в формировании образа собственного «Я» или Я-концепции.

Сознательно или неосознанно, но мы всегда сравниваем себя с другими и оцениваем с позиции «лучше», «хуже» или «такой же, как все». Оцениваются в первую очередь важные, значимые для общества качества. Например, для молодого человека дворянского сословия первой четверти XIX века было нормальным рассуждать о том, лучше или хуже он танцует мазурку, чем поручик Ржевский. А для современного человека это качество не имеет значения, поэтому и не оценивается.

Таким образом, в основе самооценки социально значимые ценности, без которых невозможно осознать себя достойной уважения личностью в данном обществе и в данное время.

Понятно, что оценивать себя можно по-разному, тем более бывают ситуации, когда мы довольны собой и нравимся себе, а в другое время какой-то поступок заставляет переживать острое недовольство, и мы занимаемся самобичеванием. Но самооценка как часть самосознания личности – это устойчивое образование, оно хоть и может меняться, но не зависит от ситуативного отношения к себе. Напротив, самооценка корректирует это отношение:

  • Человек с высоким мнением о себе скажет: «Как же я мог так поступить, это для меня совершенно нехарактерно», и постарается забыть об оплошности.
  • А тот, у кого самооценка низкая, напротив, акцентирует внимание на своих ошибках, будет долго корить себя за них, подумает о том, что «он по жизни криворукий неудачник, который ничего толком не умеет».

Виды и уровни самооценки

В психологии выделяется два вида самооценки: адекватная и неадекватная. Иногда еще говорят об оптимальной и неоптимальной самооценке, тем самым подчеркивая, что многим людям свойственно оценивать себя чуть выше среднего, и это скорее норма, чем отклонение. Другое дело, насколько высоко мы оцениваем себя.

Адекватная самооценка

Адекватная самооценка в той или иной степени правильно отражает способности и качества личности, то есть это представление человека о себе самом, которое соответствует реальному положению вещей. Подобные представления могут быть как со знаком +, так и со знаком −, ведь люди не идеальны. Например, когда человек говорит, что ему медведь на ухо наступил, это может быть не принижение собственных способностей в музыке, а их адекватная оценка.

Самооценка влияет на все поведение человека и на его отношение к себе и к другим людям. Так, при адекватной самооценке индивид:

  • правильно оценивает соотношение своих желаний и способностей;
  • ставит перед собой реалистичные цели, которые в состоянии достичь;
  • способен критически посмотреть на себя со стороны;
  • старается предвидеть результаты своих поступков.

Вообще для человека с адекватной самооценкой важны окружающие его люди. Но их мнение он тоже оценивает адекватно, больше ориентируясь на собственные представления о пользе или вреде своих действий.

Неадекватная самооценка

Неадекватная самооценка бывает двух видов: заниженная и завышенная. Степень неадекватности бывает разных уровней. Самооценки уровня чуть выше или чуть ниже среднего – довольно распространенное явление, и они почти не проявляются в поведении индивида, не мешают ему жить и взаимодействовать с окружающими. Определить отклонение в этом случае можно только с помощью специальных психологических тестов. А самооценка чуть выше среднего даже в коррекции не нуждается, так как человек вполне заслуженно может уважать и ценить себя, а самоуважение еще никому не мешало.

Но случается (и нередко), что самооценка далека от оптимальной и значительно выше или ниже среднего уровня. В этом случае она оказывает серьезное влияние на поступки человека и может приводить к неадекватному поведению и конфликтам с окружающими.

Индивидуальные особенности людей с завышенной самооценкой

Людей с чрезмерно завышенной самооценкой можно быстро заметить в любом коллективе – они стремятся быть на виду, всем советовать, всеми руководить и доминировать везде. Для таких людей характерны следующие особенности:

  • они слишком высоко оценивают свои возможности и свою значимость;
  • не воспринимают критику, и их раздражает чужое мнение, не совпадающее с их собственным;
  • часто имеют комплекс превосходства, считая себя во всем правыми;
  • подчеркнуто независимы и даже высокомерны;
  • отвергают помощь и поддержку окружающих;
  • в своих неудачах и проблемах обвиняют других людей или обстоятельства;
  • не замечают свои слабые стороны или выдают их за сильные, например, упрямство за упорство, а наглость за решительность;
  • часто отличаются демонстративным типом поведения, любят совершать поступки напоказ;
  • имеют склонность к эгоизму и пренебрежительно относятся к окружающим.

Встречается такое мнение, что лучше иметь завышенную самооценку, чем заниженную. Но тут все зависит от уровня – люди, слишком высоко ценящие себя, могут быть очень неприятны.

Заниженная самооценка

Людей с уровнем самооценки значительно ниже среднего не всегда можно сразу заметить, особенно в коллективе. Они не стремятся быть на виду и кажутся просто скромными. Но в процессе общения с ними открываются их далеко не самые приятные качества:

  • нерешительность и чрезмерная осторожность;
  • зависимость от мнения других людей и постоянная потребность в их поддержке;
  • стремление переложить ответственность в том числе и за свои поступки на плечи окружающих;
  • комплекс неполноценности и, как следствие его, чрезмерная ранимость, обидчивость, неуживчивость;
  • чрезмерная требовательность к себе и окружающим, перфекционизм;
  • мелочность, мстительность и завистливость;
  • страдая от низкой самооценки, они тем не менее стараются всем доказать свою «крутизну» и совершают неадекватные поступки.

Заниженная самооценка тоже делает людей эгоистами, только это эгоизм другого рода. Они настолько погружены в свои неудачи и одержимы жалостью к себе, что не замечают проблем своих близких. Очень часто те, у кого слишком низкий уровень самооценки, не умеют ни уважать, ни любить.

Структура самооценки

В структуре самооценки психологи выделяют два компонента: когнитивный и эмоциональный:

  • Когнитивный компонент (от латинского cognition – знания) включает в себя знания человека о себе, своих способностях, умениях, возможностях, слабых и сильных сторонах. Этот компонент формируется в процессе самопознания и во многом влияет на уровень самооценки. Неадекватная самооценка, как правило, связана либо с не соответствующими реальности представлениями о собственном «Я», либо с их несформированностью.
  • Эмоциональный компонент – это отношение индивида к себе и различным проявлениям собственной личности. Эмоции, которые мы испытываем к себе, очень противоречивы: одобрение и неодобрение, самоуважение или его отсутствие, любовь или неприятие себя.

Различия этих двух компонентов чисто теоретические, в реальной жизни они сосуществуют в неразрывном единстве – наши знания о своих качествах всегда эмоционально окрашены.

Факторы, влияющие на формирование самооценки

Неадекватная самооценка – это всегда плохо, она создает дискомфорт и проблемы и самому человеку, и его окружению. Но можно ли винить индивида в неправильном представлении о себе? Под влиянием чего формируется самооценка?

Социальные факторы

Основы самооценки закладываются в детстве, с того момента, когда малыш осознает свое «Я» и начинает сравнивать себя с другими детьми и взрослыми. Но в дошкольном, да и в младшем школьном возрасте дети еще не могут адекватно анализировать свои качества и свое поведение, поэтому оценочная сфера формируется полностью под влиянием взрослых. Помните, как у В. Маяковского: «Кроха сын пришел к отцу, и спросила кроха: — Что такое хорошо? И что такое плохо?»

Поэтому именно неправильные действия взрослых дают толчок формированию неадекватной самооценки. Вот некоторые из них:

  • несправедливые или чрезмерные наказания;
  • необоснованная и слишком частая похвала;
  • постоянное сравнение ребенка с другими детьми, чтобы показать его слабости, неумения, непослушание;
  • положение «царька» в семье или любимчика в школе;
  • подчеркивание и акцентирование внимания ребенка на его неудачах и промахах.

Детские психологи считают, что в целом похвала и поощрение приносят больше пользы, а постоянные выговоры и наказания – вреда. Дело в том, что отрицательные эмоции мы переживаем более сильно, чем положительные. И неприятные ощущения дольше хранятся в памяти и сильнее влияют на наше поведение. Так сложилось в процессе эволюции.

Мнение окружающих людей оказывает большое влияние на формирование самооценки и взрослого человека, особенно если речь идет о социально значимых людях, мнение которых для нас важно.

Личностные факторы

На формирование самооценки влияют и индивидуальные особенности человека, своеобразие эмоций, темперамента, характера.

  • Человек, у которого преобладают черты меланхолика, склонен расстраиваться даже из-за незначительного случайного замечания и помнить его долго.
  • Флегматик, возможно, даже не обратит внимания на замечание.

То есть индивидуальные особенности личности, безусловно, влияют на формирование самооценки, но вектор ее задает прежде всего социальная среда. Есть и еще один важный фактор, связанный с оценкой человеком собственного «Я».

Уровень притязаний

Мы все стремимся к чему-то в жизни, ставим перед собой цели. И цели эти разные: кто-то хочет заработать на новую квартиру, кто-то создать собственную процветающую фирму, а для кого-то поездка к морю – предел мечтаний. Степень сложности, трудности цели или задачи, которую определяет для себя человек, и есть уровень его притязаний.

Так же как и самооценка, уровень притязаний может быть адекватным или неадекватным. Адекватным является такой, где цели соответствуют возможностям человека. Если выпускник школы со слабенькими знаниями и низкими оценками по ЕГЭ решит подавать документы в престижный столичный вуз, то у него явно неадекватный, завышенный уровень притязаний. А когда хороший ученик отказывается поступать в высшее учебное заведение, потому что боится провалиться, то уровень притязаний у него слишком низкий. И то, и другое плохо.

Формируется уровень притязаний под влиянием успехов и неудач, которые сопровождают человека на жизненном пути, и, в свою очередь, влияет на формирование самооценки. Ведь спортсмен, постоянно ставя себе планку, через которую он не сможет перепрыгнуть, очень быстро разочаруется в своих силах и в возможности добиться успеха. Да и заниженный уровень притязаний не способствует развитию самоуважения и веры в себя.

Но психологи все же считают, что низкий уровень хуже высокого и плохо влияет на формирование личности и ее положение в обществе. Он делает человека социально пассивным неудачником, не стремящимся к успеху.

Коррекция самооценки

Возможность изменения своей самооценки в сторону более адекватной волнует многих людей. Особенно это характерно для зрелых и уже казалось бы состоявшихся личностей, когда человек осознает, что неправильная оценка своих сил и возможностей мешает ему достигнуть успеха и плохо влияет на отношения с окружающими.

Самооценка поддается коррекции даже самостоятельно, хоть в особо запущенных случаях требуется помощь психотерапевта или психолога-консультанта. Но проще повысить самооценку, чем снизить неадекватно завышенную. Точнее, есть условия, при которых самооценка понижается, но чаще всего они неприятные и даже травмирующие для человека.

Если же индивид осознал, что у него неадекватно завышенная самооценка, значит, смог посмотреть на себя критически, а следовательно, не такая эта самооценка у него и завышенная. В любом случае он уже на правильном пути.

Существует множество советов, касающихся повышения самооценки. Но сначала стоит разобраться, в какой сфере вы себя недооцениваете. Что вас больше в себе не устраивает или чего вам не хватает для повышения самоуважения? Выпишете на отдельном листе в столбик основные области, в которых реализовывается человек:

  • отношения с людьми;
  • профессиональная деятельность (или выбор профессии);
  • внешность;
  • уровень знаний, интеллект;
  • увлечения;
  • семья.

Можете сами добавить что-то важное для вас. А теперь оцените свою успешность в этих сферах по 10-балльной шкале. Если оценки будут несколько выше 5 баллов, то у вас самооценка в пределах нормы, но можно ее повысить. А если существенно ниже 5, то на эту область следует обратить особое внимание.

Подумайте, почему вы считаете, что в данной области вы неуспешны? А что вам не хватает, чтобы почувствовать себя более уверенным, начать уважать себя и даже восхищаться? Выпишите на отдельном листе то, чего вам не хватает. И начинайте работать, устраняя эти недостатки.

Как видите, ничего сложного. А если вы хотели бы «волшебную таблетку» или готовый рецепт, так их нет. Люди-то все разные, проблемы у нас тоже разные. Но можно дать несколько общих советов для повышения самооценки:

  • Перестаньте сравнивать себя с другими. Помните, каждый человек уникален, не лучше или хуже, а просто другой. И ваше преимущество в том, что вы отличаетесь от других.
  • Посмотрите вокруг и постарайтесь увидеть все самое хорошее и светлое. Остановитесь, закрепите у себя в голове это ощущение и постарайтесь больше не допускать негативных мыслей – они притягивают неудачи.
  • Начиная любое дело, ориентируйтесь на успех, поражение приходит к тому, кто его ждет.
  • Улыбайтесь. Улыбка – мощнейший инструмент, настраивающий наше состояние на позитив. Но не менее важно, что она и окружающих людей настраивает на более высокую оценку нас.
  • Напишите на бумажке все свои достоинства и почаще перечитывайте их, особенно когда почувствуете неуверенность и страх неудачи.
  • Будьте более открыты. Не стесняйтесь обращаться к людям за помощью и поддержкой.

Для повышения самооценки очень важно одобрение и похвалы окружающих. Поэтому найдите себе хобби или увлечения, в котором вы сможете добиться успеха, и не стесняйтесь эти успехи демонстрировать. Рисуйте, вяжите, вышивайте крестиком, собирайте картины из пластиковых пробок или фотографируйте необычные облака. И делитесь своими успехами, добивайтесь похвалы. Сейчас с развитием общения в социальных сетях это сделать совсем несложно.