Особенности развития и воспитания ребёнка в 10 месяцев

Несомненно, всем известно то, что для каждого возраста характерны свои особенности развития ребёнка. И чем старше он становится, тем ускоряются и усовершенствуются его навыки. Малыш в 10 месяцев — это уже не маленький комочек, который-то и делает, что плачет, это уже осознанный маленький человечек, имеющий собственный темперамент и формирующийся характер. Начиная с этого периода, кроха с каждым днём всё больше и больше проявляет свою возрастающую самостоятельность.

Изменения физиологического характера

  1. Увеличение физических показателей и набор веса у малыша проходят уже не так активно, как в первом периоде развития. Связанно это, прежде всего, с тем, что увеличивается физическая активность ребёнка;
  2. Происходит значительное улучшение в координации движений, что позволяет малышу самостоятельно передвигаться. Кроме этого, происходит развитие мелкой моторики, малыш уже самостоятельно может разжимать и сжимать пальчики, а также удерживать и бросать мелкие предметы;
  3. У большинства деток в этом возрасте уже прорезалось 4 зубика, однако, по мнению специалистов, это всё индивидуально и если их ещё нет, то не стоит пока сильно переживать.

Полноценное питание

Десятимесячный ребёнок, если есть такая необходимость, может полноценно переходить на питание с общего стола. Грудное молоко либо смесь даётся в основном перед сном либо же после кормления вместо воды или сока. Суточная норма малыша в 10 месяцев не должна быть менее 700 гр продуктов молочного происхождения, именно поэтому молоко можно давать только во время первого и последнего кормления. За один приём пищи малыш должен съедать порцию примерно от 200 до 270 мл.

Кроха в этом возрасте нуждается также в огромном количестве белка, минералов и витаминов, именно поэтому при выборе меню стоит отдавать предпочтение сбалансированным и легкоусвояемым блюдам. Лучше всего выбирать пищу, приготовленную на пару либо варёную. Стоит полностью отказаться от жареных блюд, так как они только принесут вред для здоровья малыша. Если к этому возрасту ребёнок имеет зубы, стоит давать ему твёрдую пищу, так как она будет стимулировать жевательный рефлекс.

Дневной сон

Когда ребёнку исполняется десять месяцев, его период бодрствования становится значительно больше. В этом возрасте кроха спит в среднем до 14 часов в сутки. Днём ребёнок всё больше играет и познаёт окружающий мир. Однако несмотря на это малышу ещё необходим дневной сон, который должен быть не менее двух раз. Ночной сон для крохи должен занимать как минимум 11 часов. Кроме этого, именно десятый месяц является основным для выработки определённого ритуала сна, с помощью которого через время ребёнок сможет засыпать уже самостоятельно.

Умения и навыки в 10 месяцев

Физическое здоровье

Перечень того, что к этому периоду жизни делает ребёнок сам, широк и разнообразен. Когда исполняется десять месяцев ребёнку, он переходит на новый уровень развития, а именно начинает осваивать самостоятельное передвижение на ногах.

Основными навыками, которые присутствуют в развитии крохи, можно считать следующие:

  1. К этому возрасту ребёнок хорошо садится из любого положения как лёжа, так и стоя. При переворачивании набок либо живот он полностью самостоятельно удерживает равновесие. В процессе ползанья кроха довольно легко преодолевает небольшие препятствия и возвышенности.
  2. С помощью перекладин на кроватке либо манеже ему уже удаётся самостоятельно не только стоять, но и делать первые шажки вперёд, которые со временем перерастут в уверенные шаги.
  3. Малышу уже под силу самостоятельно откусывать и пережёвывать пищу твёрдого характера, есть с помощью ложки.
  4. Кроха самостоятельно и осознанно выбрасывает игрушки из манежа либо кроватки, а также открывает дверцы шкафов. Кроме этого, ребёнок становится любознательным и нередко разбирает игрушки, чтобы увидеть, из чего они состоят.
  5. Продолжается развитие моторики рук, так ребёнок самостоятельно может брать небольшие и лёгкие предметы несколькими пальчиками одновременно.

Психологические особенности

В этом возрасте малыш уже приобретает некие навыки и умения, которые смогут помогать ему в дальнейшей жизни познавать мир с новой стороны.

В десять месяцев кроха уже должен:

  1. Откликаться, когда его зовут по имени, понимать минимальные просьбы взрослого;
  2. Понимать и воспринимать значение слов «нельзя» и «нет». По мнению специалистов, эти словосочетания стоит применять как можно реже, но если возникает такая необходимость, то их стоит говорить твёрдо и уверенно;
  3. Ребёнок может самостоятельно повторять за окружающими людьми их действия или же хотя бы пытаться это сделать. Если ему показать, как складывать пирамидку либо катить машину, он это должен повторить самостоятельно;
  4. Малыш может узнавать членов своей семьи по голосу, а по их тону понимать, с каким настроением они к нему обращаются;
  5. Дети в этом возрасте начинают осознавать, что представляет собой величина, и какой она может быть;
  6. Ребёнок может начинать издавать звуки, которые слышит вокруг, а также пытаться подражать речи взрослого человека. Иногда дети в таком возрасте уже могут говорить простые слоги. Если родители хотят ускорить процесс развития речи, им необходимо как можно больше говорить со своим чадом и читать ему книги.

Эмоциональная сфера

Малыш в возрасте 10 месяцев уже способен концентрировать своё внимание не только на маме, но и постепенно начинать проявлять самостоятельный интерес к окружающему миру. Порой кроха может довольно длительное время играть сам либо смотреть в одну сторону. В этом возрасте родители могут заметить, как у их чада проявляется чувство юмора, так как многие действия и предметы вызывают восхищённый смех ребёнка.

Основным шагом развития также является то, что теперь для малыша важно знать и понимать, как к его действиям относятся родители. Например, заметив, что его хвалят, он, несомненно, будет пытаться повторить действие, ожидая при этом похвалы. Игры и различного рода забавы способны вызывать эмоции положительного характера, поэтому для ребёнка важно общение со сверстниками.

Помощь родителей

Несомненно, именно от родителей напрямую зависит, какое воспитание они смогут дать своему чаду. Благодаря помощи мамы с папой малыш не только сможет узнать много нового, но и постепенно готовиться ко взрослой жизни, ведь именно с этого возраста закладывается его характер и целеустремлённость.

Правила развития

1. Несмотря на то, что кроха уже может самостоятельно ползать, стоит уделять малышу время для ношения его на руках. При этом крайне необходимо говорить с ним либо петь ему песни. Именно благодаря такой тактике происходит стимулирование речевых навыков и стимуляция правильного психического развития.

2. Говорить с малышом стоит в таком тоне, словно он всё понимает — родителям важно отвечать на его лепет и максимально поддерживать диалог. При этом стоит избегать употребления чрезмерно длинных и тяжёлых слов. Не стоит также употреблять местоимения — для малыша они ещё достаточно сложны.

3. Не стоит также забывать о том, что в этом возрасте кроха ещё достаточно восприимчив и его легко расстроить.

4. Важное внимание также стоит уделить чистоте в доме, так как малыш очень активен и сможет доставать запрещённые для него предметы. Поэтому важным моментом является обеспечение его полной безопасности.

5. В этом возрасте можно смело начинать проводить с малышом занятия по рисованию и лепке, так как они принесут массу положительных эмоций. Кроме этого, занятия такого типа будут способствовать развитию мелкой моторики рук.

6. Касательно игрушек — их вполне достаточно две-три, большое количество малыш попросту не сможет сразу принять. Специалисты рекомендуют периодически их прятать.

7. Ежедневно стоит уделять время для чтения книг. Уж через некоторое время можно будет заметить, что малыш приобрёл для себя не только новые знания, но и выделит любимые сказки.

Во время проведения занятий важно помнить о том, что их длительность не должна быть более 15 минут. При правильном подходе и настроении уже через небольшой промежуток времени малыш не только приобретёт новые знания, но и будет радовать родителей звонким смехом.

Особенности развития ребёнка в 10 месяцев: описание основных социальных и речевых навыков. Перечень необходимых физических параметров. Обобщённый список способностей малыша.

Одно из самых сложных жизненных испытаний — воспитание ребёнка. Его развитие в 10 месяцев (вес, рост, питание), как и в любой другой период, должно соответствовать норме. Зарубежные учёные ставят приоритет на умственных показателях, отечественные больше беспокоятся о физических способностях. Родителей же волнует и то и другое, поэтому они пытаются найти идеальный баланс.

Социальные навыки

В 10 месяцев дети приобретают некоторые социальные навыки. К ним относят такие особенности поведения ребёнка:

  1. Малыши прислушиваются к речи окружающих. Они стараются пародировать услышанное, повторяют простые слова и звуки. Ребёнок начинает понимать многие из них и пытается соотносить с предметами. Например, услышав «мама», он думает о маме. Также малыш знает своё имя.
  2. Дети активно подражают взрослым. Они активно копируют их жесты и движения. Родителям следует быть внимательнее, ведь грудничок может перенимать как хорошие, так и плохие особенности поведения. Если малыш заимствует в это время сомнительную привычку, то отучить его впоследствии будет довольно трудно. С другой стороны, это можно использовать для обучения игре. Если старшие покажут ребёнку, как катать машинку или баюкать куклу, то он охотно будет повторять. Самостоятельно он этому не обучится.
  3. Моторика рук — важная часть развития. В 10 месяцев ребёнок должен уметь играть с мелкими игрушками. К тому же в этом возрасте они привлекают его уже больше, чем крупные. Мелкие предметы довольно опасны — они могут попасть в рот, нос, быть проглочены, что приведёт к асфиксии. Но это не повод отказываться от небольших игрушек. Нужно просто следить за малышом во время игры, ведь подобный запрет негативно скажется на развитии моторики.
  4. Хотя ребёнок все ещё мал для детского сада, он уже проявляет интерес к другим детям. Ему нравится играть на детской площадке со сверстниками.

Перечисленные навыки касаются как мальчиков, так и девочек. Ребёнок в 10 месяцев должен уметь использовать прикосновения, улыбки и жесты. Они являются его основными способами контакта как с другими малышами, так и со взрослыми.

Физические параметры

Для успешных занятий надо знать особенности девочек и мальчиков. Развитие ребёнка в 10 месяцев (физическое) снижает темп. На сон у малыша уходит от 12 до 14 часов, как и раньше. За месяц он должен прибавить примерно 400 граммов. К концу этого возрастного периода грудничок должен приобрести такие навыки:

  • Умение самостоятельно вставать, стоять, садиться;
  • Возможность легко переворачиваться;
  • Способность ходить, опираясь руками на стены или мебель.

Согласно данным отечественных педиатров, нормы роста и веса для мальчиков и девочек десяти месяцев выглядят так:

Показатель Нижняя граница Верхняя граница
Вес мальчиков, кг 8,3 10,9
Вес девочек, кг 7,9 10,1
Рост мальчиков, см 69,1 76,9
Рост девочек, см 69,0 75,3

Всемирная организация здравохранения принимает за норму следующие значения:

Показатель Нижняя граница Верхняя граница
Вес мальчиков, кг 7,4 11,4
Вес девочек, кг 6,7 10,9
Рост мальчиков, см 68,7 77,9
Рост девочек, см 66,5 76,4
Окружность головы мальчиков, см 42,9 47,9
Окружность головы девочек, см 41,5 46,9

Этот период идеален для начала обучения ходьбе, ведь ножки малыша стали довольно крепкими. Сначала нужно купить удобные детские ботинки. Родители ошибаются, когда ставят приоритет на миловидности и дизайне. Куда важнее такие показатели, как практичность, удобство и мягкость. По размеру обувь следует выбирать с учётом того, что перед большим пальцем должно быть свободное пространство — он не должен упираться в стенку.

Не нужно покупать ботиночки, на которых нет задника. Ножки грудничка ещё недостаточно развиты, чтобы фиксировать неустойчивую ступню. Важно относиться к выбору обуви ответственно, ведь от этого зависит правильность формирования походки. Ошибка может отразиться на состоянии позвоночника.

Психика и речь

Грудничок в этом возрасте активно копирует взрослых, повторяет их жесты и мимику, однако кроха формирует собственный вкус. Больше всего это проявляется в еде — малыш все сильнее настаивает на своём. Родители ошибаются, если видят в таком поведении только капризность, ведь когда ребёнок делает это, он учится отстаивать свою позицию. Выделяют и другие особенности психики:

  1. Грудничок соотносит предметы со словами. Он знает не только слово «мама» и своё имя, но и название игрушек, зверей и машин. Он может опознать их на картинке, любит рассматривать иллюстрации книг.
  2. Дети начинают реагировать на музыку. Если мелодия им нравится, то они пытаются танцевать. Ребята делают это стоя на ножках: раскачиваются, стараются присесть, кивают. Родителям не нужно пресекать такое поведение — оно необходимо для формирования чувства ритма. Следует периодически включать ребёнку мелодию, которая ему нравится.
  3. К концу месяца ребёнок должен начать издавать осмысленные звуки: «ма», «па», «дай». Это также касается и некоторых междометий: «ай», «ам», «ой». С крохой можно начинать «нормально» общаться — задавать лёгкие вопросы и ожидать ответа. Например, грудничок должен самостоятельно делать выбор между разными ведёрками и лопатками при выходе на прогулку. Такая свобода важна для развития самостоятельности и решительности.

Ребёнок должен обучиться и другим навыкам. Скажем, ему следует уметь есть и пить из посуды, хлопать и махать руками, собирать пирамидки из кубиков. Хорошо, если кроха может выполнить простую родительскую просьбу: подать игрушку, приподнять руку или ногу.

Отличительная черта перехода к 11 месяцам — способность взаимодействовать с двумя объектами. Скажем, грудничок может ложечкой черпать кашу из тарелки, палкой двигать игрушки, собирать мелкие предметы. Родителям надо пользоваться этим периодам, придумывая новые игры-тренировки — они хорошо скажутся на умственном развитии.

Десятимесячным грудничкам свойственна любознательность. Так как ребята лучше управляют телом и в целом становятся менее неуклюжи, они стараются исследовать все окружающее пространство. При этом неизвестные находки привлекают их куда больше игрушек, врученных родителями. Исключением является подвешенная над кроваткой фигурка. Она зачастую тоже интересна крохам.

Такие открытия необходимы не только для умственного, но и психического развития. Так как ребёнок играет со всем, что найдёт, лучше побеспокоиться о его безопасности. Коробочки с сыпучим содержимым, медикаменты и химикаты, а также прочие опасные предметы лучше спрятать подальше — убрать в шкафы или на верхние полки, недоступные крохе. Электрические розетки следует обезопасить, поставив в них заглушки.

Но это не значит, что малыш останется без поля для исследований. Все «открытия» может устроить сам родитель. Взрослому нужно просто разложить по комнате цветные полотенца, книжки с красивыми иллюстрациями и яркие коробочки. Не нужно ставить слишком мелкие предметы — ребёнок будет тянуть их в рот. Но если такая необходимость есть (для развития моторики, например), то за играющим карапузом придётся следить.

Желание грудничка пробовать все предметы на вкус можно повернуть во благо. Крохе нужно просто дать кусочек яблока или морковки — она с радостью сгрызёт многие фрукты и овощи. Однако необходимо следить, чтобы малыш не подавился.

Общие особенности развития

При анализе здоровья ребёнка необязательно классифицировать признаки. Родителям достаточно убедиться, что для их малыша характерны такие навыки:

  • Способность самостоятельно сидеть и играть в игрушки;
  • Использование горшка;
  • Целенаправленное ползание по полу;
  • Подъем на ноги с опорой на стены;
  • Подражание мимике, жестами и звукам;
  • Ходьба с поддержкой старшего;
  • Несложные игры с кольцами и кубиками;
  • Преодоление небольших возвышенностей (например, подушки);
  • Осмысленное использование междометий;
  • Возможность есть и пить из посуды;
  • Выполнение простых просьб;
  • Ассоциация слов с предметами;
  • Смех;
  • Реакция на собственное имя;
  • Способность кидаться крупными предметами и поднимать пальчиками мелкие;
  • Понимание слов «нет» и «нельзя»;
  • Контакт с другими детьми;
  • Способность выбирать между двумя предметами одного типа (лопатками, машинками, кофтами).

Перечисленные особенности обязательны. Если малыш в 10 месяцев не ползает, он всё равно может научиться ходить, только пропустит важный этап своего развития. При возникновении серьёзных трудностей родителям лучше сразу же обратиться к специалисту.