Основные методы обучения как приемы педагогики

Процесс обучения немыслим без взаимодействия ученика и учителя. Во взаимодействии учитель передает знания, необходимые практические умения и навыки. Методы обучения — это в педагогике определение контакта обучающегося и учителя, посредством приемов обучения. Они не имеют единой, признанной классификации. Связано это с трудностями выбора признака, по которому будет происходить их деление.

Описание таблицы Андреева

Различие методов педагогики в целом и классификация методов обучения в педагогике таблица В. И. Андреева передаст лучше всего. В ней также собраны примеры использования и ценные советы. Так как полностью раскрываются методы и приемы обучения их классификация в таблице стала неотъемлемой частью любого педагога.

Фракционирование Е. Я. Голонта

При выборе признака ученый опирался на то, как ученики воспринимают информацию и то, как преподаватель её излагает.

На основании его работы, выделены следующие методы обучения:

  • Пассивные, заключенные в инерционном восприятии информации, во время лекций, объяснений.
  • Активные, суть которых в бурных действиях ученика, по усвоению знаний. Формы, которые использует педагог: семинары, лабораторные работы, зачеты.

Использование дидактических задач

М. А. Данилов, построил классификацию на основании этих самых задач, поставленных перед преподавателем. То есть, если учитель хочет проверить знания, усвоенные учениками, то использует для этого необходимые методы: экзамен, опрос, контрольную работу. Из его классификации следует:

  • получение новых знаний (лекции, беседы, рассказы)
  • отработка навыков и умений (лабораторные, практические занятия)
  • закрепление знаний и их проверка, в этом случае учитель использует контрольные, итоговые задания, зачеты, экзамены.

Поднятие умственной активности

И. Я. Ларнер оформил классификацию, полагаясь на интенсивность умственной деятельности учащихся. Автор полагал, что на уроках исходя из поставленных целей возможен разный уровень мыслительной активности. То есть при знакомстве со знаниями ученики не задействуют мыслительные процессы на высоком уровне, пользуясь памятью и анализам. В случаях, когда знания укрепились, учитель может предлагать проблемные ситуации, для поднятия умственной активности учеников. Отсюда, классификация автора выглядит следующим образом:

  • Первый уровень: объяснительный. Здесь учитель пользуется различными наглядными средствами для передачи новых знаний. Этот этап не предполагает всплеска умственной активности учеников. Чаще всего традиционная система образования основана на объяснительном и репродуктивном методах преподавания.
  • Воспроизводительный или репродуктивный этап, при котором ученики задействуют память, некоторые мыслительные функции. Мыслительная активность минимальная.
  • Проблемное изложение заключается в том, что педагог ставит перед учениками задачу, в которую необходимо решить, применяя предыдущие знания в интеграции с новыми. При этом педагог решает проблемную задачу самостоятельно. Обучение происходит за счет наблюдения, ученики обучаются этапам творческой мыслительной деятельности. При этом этот этап считается переходом к продуктивной деятельности.
  • При частично — поисковых методах, ученик получает проблемную ситуацию и некоторую часть для её решения. Остальная работа проделывается ним самостоятельно. Этот прием относится к продуктивным видам учебной деятельности и применяется в нетрадиционном обучении. Теперь он выступает в роли субъекта, наравне с учителем.
  • Педагогический исследовательский метод предполагает использование проблемных задач при первичном словесном усвоении знания. Является основным средством обучения, представляющим нетрадиционное обучение. Ученики самостоятельно ищут ответы, обучаясь при этом проблемному мышлению. Умственная активность при таких занятиях высокая. Современное образование стремится к использованию поискового метода при решении задач, отказываясь от репродуктивных форм.

Распространенной формой обучения является использование игр. Применение позволяет охватить широкий круг проблем: проверка знаний, усвоение новых, укрепление. Существуют различные формы игровых методов: деловые игры, тренинги, командные соревнования. Применять его можно относительно любого возраста: от дошкольника, до студента. Метод игры не только несет важную дидактическую функцию, но и участвует в воспитании. Особенность его состоит в том, что ученики получают возможность творчески развиваться. В основном подобное используется в нетрадиционном образовании, и относится к активному способу преподавания.

Основные приемы преподавания

Методы преподавания — это общее название для ситуаций взаимодействия с учениками при достижении конкретных целей обучения. Для этого каждый преподаватель использует определенную методику, функция которой передать, закрепить и проверить знания. Традиционно выделяют три метода преподавания, основанных на степени вовлеченности учеников в процесс обучения.

  1. пассивного слушания — ученики исполняют роль объекта образования, учитель выступает в роли объекта. Единственная активная фигура — учитель. Остальные являются слушателями, не проявляя активности.
  2. активное слушание — при котором ученик становится объектом образования. Работа происходит в плотной диаде.
  3. интерактивного взаимодействия — самый эффективный метод образования.

Благодаря указанным классификациям можно научиться качественно преподавать и доносить всю информацию до аудитории, ничего при этом не упустив.

Классификация методов обучения

Замечание 1

Успех обучения зависит в первую очередь от используемых методов обучения.

Определение 1

Метод обучения представляет собой систему поэтапных и взаимосвязанных способов работы педагога и учащихся, направленную на достижение определенных дидактических задач.

Выделяют несколько методов обучения:

  • практические,
  • наглядные,
  • словесные,
  • опыты и эксперименты,
  • моделирование,
  • игровые методы.

Практические методы

К практическим методам можно отнести упражнения, схемы, иллюстрации, познавательные игры. Данный метод лучше других приучает ребенка к добросовестному выполнению заданий. У детей в результате использования данного метода формируется привычка правильно организовывать трудовой процесс, который базируется на осознании цели предстоящей работы, анализе задач и условий их решения, составлении плана деятельности, подготовке необходимых материалов, тщательном контроле качества выполняемой работы, анализе и выводах.

Основным из практических методов является упражнение, то есть планомерное, организованное, повторяющееся выполнение действий для овладения целью упражнения или повышения качества.

Дидактические игры прекрасно сочетаются с учением. Включение игровых моментов в процесс обучения делает его интересным, занимательным, создает рабочее настроение у детей, помогает преодолевать трудности в усвоении учебного материала. Игра – это могущественный рычаг умственного развития детей.

Наглядные методы

К наглядному методу относится демонстрация и наблюдение. Наглядность способствует прочному запоминанию. Наглядные методы можно применять на любых этапах педагогического процесса. Они обеспечивают образное, всестороннее восприятие, служат опорой для развития мышления.

Особенно наглядные методы важны в дошкольном возрасте, когда основными формами мышления являются наглядно-образная и наглядно-действенная, а понятийная форма мышления в этом возрасте проявляется только в простейших формах.

Наглядность должна отражать реальную окружающую действительность, соотноситься с уровнем развития ребенка, по содержание и оформлению быть высокохудожественной.

Определение 2

Наблюдение – целенаправленное и планомерное восприятие явлений и предметов окружающего мира, при котором взаимодействуют восприятие, речь и мышление.

С помощью данного метода педагог направляет вектор восприятия ребенка на выделение основных признаков в предметах и явлениях, на формирование причинно-следственных связей и зависимостей между явлениями и предметами.

В обучении используются наблюдения различного типа:

  • за изменением объектов;
  • распознающего характера;
  • репродуктивного характера.

Наблюдения также можно классифицировать на следующие виды:

  • кратковременные;
  • длительные.

Словесные методы

К словесным методам обучения относятся объяснение, чтение, беседа, рассказ.

Эффективность методов этой группы имеет зависимость от культуры речи педагога, от общего уровня его образности, эмоциональной выразительности и доступности его объяснений для детского понимания.

Опыты и эксперименты

Метод опытов и экспериментов подразумевает воздействие обучаемого на объект для познаний его свойств и связей. Опыты и эксперименты бывают нескольких видов:

  • демонстрационные, когда педагог самостоятельно проводит опыт и демонстрирует его ученикам;
  • фронтальные, при которых объекты эксперимента находятся у детей.

В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить свою любознательность и почувствовать себя исследователем.

Замечание 2

Экспериментирование является методом обучения, если используется для передачи ученикам новых знаний. Педагог формулирует проблему и намечает стратегию и тактику решения, но само решение ребенку предстоит найти самостоятельно.

Базой познавательной активности детей в экспериментировании являются возникающие противоречия между уже сложившимися знаниями и навыками и новыми познавательными задачами и ситуациями, которые возникают в процессе экспериментирования. Источником познавательной активности служит преодоление этого противоречия.

Моделирование

Моделирование является наглядно-практическим методом обучения. Мышление ребенка при использовании этого метода развивают при помощи специальных схем и моделей, которые воспроизводят в наглядной и доступной для него форме скрытые свойства и связи определенного объекта.

Основой метода моделирования является принцип замещения, когда реальный предмет замещается другим предметом, изображением или условным знаком.

Термин
“метод” происходит от греческого слова
“methodos”, что означает путь, способ
продвижение к истине.

В
педагогике имеется множество определений
понятия “метод
обучен
ия”.
К ним можно отнести следующие: “методы
обучения – это способы взаимосвязанной
деятельности учителя и учеников,
направленные на решение комплекса задач
учебного процесса (Ю.К. Бабанский); “под
методами понимают совокупность путей
и способов достижения целей, решение
задач образования” (И.П. Подласый);
“метод обучения – это опробованная и
систематически функционирующая структура
деятельности учителей и учащихся,
сознательно реализуемая с целью
осуществления запрограммированных
изменений в личности учащихся” (В.
Оконь)
. Методу обучения можно дать и
такое определение: это способ упорядоченной
деятельности субъекта и объекта учебного
процесса, направленный на достижение
поставленных целей обучения, развития,
воспитания
. Уже в этих определениях
метод выступает как многомерное явление,
как сердцевина учебного процесса
. Он
выступает механизмом реализации
поставленных целей, во многом определяет
конечные результаты учебного процесса.

Каждый
метод обучения характеризуется тремя
признаками: обозначает цель обучения;
способ усвоения; характер взаимодействия
субъектов обучения.

Прием– это составная часть или отдельная
сторона метода, т.е. частное понятие по
отношению к общему понятию “метод”.
Отдельные приемы могут входить в состав
различных методов.

В
процессе обучения методы и приемы
находятся в различных сочетаниях. Один
и тот же способ деятельности учащихся
в одних случаях выступает как
самостоятельный метод, а в другом – как
прием обучения. Например, объяснение,
беседа являются самостоятельными
методами обучения
. Если же они эпизодически
используются преподавателем в ходе
практической работы для привлечения
внимания учащихся, исправления ошибок,
то объяснение и беседа выступают как
приемы обучения, входящие в метод
упражнения.

Методы обучения –
категория историческая. Уровень развития
производительных сил и характер
производственных отношений оказывают
влияние на общие цели обучения
. С
изменением целей меняются и методы
обучения. Так, в древние времена
преобладали методы обучения, основывавшиеся
на подражании
. С момента организации
школ появились словесные методы обучения.
Словесные методы обучения доминировали
в средние века.

В педагогической
литературе называется разное количество
методов обучения – от двадцати до ста
и более. К числу наиболее употребительных,
используемых методов относятся: 1)
рассказ; 2) беседа; 3) лекция; 4) показ
иллюстраций; 5) показ демонстраций; 6)
упражнения; 7) самостоятельная работа
с книгой; 8) контрольные работы; 9) методы
программированного контроля и т.д.

В психолого-педагогической
литературе выделено немало причин,
влияющих на выбор методов обучения:

• цель
обучения;

• уровень
мотивации обучения;

• реализация
принципов, закономерностей обучения;

• количество
и сложность учебного материала;

• уровень
подготовленности учащихся;

• возраст
учащихся;

• время
обучения;

• материально-технические,
организационные условия обучения;

• применение
методов на предыдущих уроках;

• тип
и структура занятий;

• взаимоотношения
между учителем и учащимися, которые
сложились в процессе учебного труда;

• уровень
подготовленности учителя.

Ни один из методов не
является универсальным, хороших
результатов в дидактической работе
можно достигнуть только при использовании
многих методов.

Средствами
обучения являются все приспособления
и источники, которые помогают учителю
учить, а ученику учиться, т.е. то, что
помогает ему организовать познавательную
деятельность учащихся
. К средствам
обучения могут быть отнесены: учителя,
учебники, учебные пособия, книги, радио,
телевидение, компьютеры, наглядные
пособия и т.д
.

В педагогике нет
единого подхода к классификации методов
обучения. Существует около десяти
классификаций методов
. Наличие различных
точек зрения на проблему классификации
отражает естественный процесс
дифференциации и интеграции знаний о
них. В связи с тем, что разные авторы в
основу подразделения методов обучения
на группы и подгруппы кладут разные
признаки, существует ряд классификаций.

Одна из первых
классификаций относится к концу 20-х
годов ХХ века и связана с именем Б.В.
Всесвятского, который описал две
категории методов – методы передачи
готовых знаний и методы искания
(исследования).

Назовем наиболее
обоснованные классификации методов
обучения в дидактике.

1. Традиционная
классификация по источнику знаний.
Сначала выделялись практические,
наглядные, словесные методы (Д.О.
Лордкипанидзе, Е.Я. Голант), затем эта
система дополнилась и другими –
современными, связанными, например, с
техническими средствами обучения
.

2. Классификация методов
по назначению (М.А. Данилов, Б.П. Есипов).

В качестве общего
признака классификации выступают
последовательные этапы, через которые
проходит процесс обучения на уроке.
Выделяются следующие методы:

• приобретение
знаний;

• формирование
умений и навыков;

• применение
знаний;

• творческая
деятельность;

• закрепление;

• проверка
знаний, умений, навыков.

3. Классификация методов
обучения по характеру познавательной
деятельности учеников (И.Я
. Лернер, М.Н.
Скаткин)
.

Поскольку успех
обучения в решающей степени зависит от
направленности и внутренней активности
обучаемых, то именно характер деятельности,
степень самостоятельности и творчества
учащихся должны служить важным критерием
выбора. Ученые выделили пять методов
обучения, причем в каждом из последующих
степень активности и самостоятельности
в деятельности обучаемых нарастает:

• объяснительно-иллюстративный;

• репродуктивный;

• проблемное
изложение;

• частично-поисковый;

• исследовательский.

4. По дидактическим
целям выделяется две большие группы
методов обучения:

– методы, способствующие
первичному усвоению учебного материала;

– методы, способствующие
закреплению и совершенствованию
приобретенных знаний (Г.И. Щукина, И.Т.
Огородников и др.)

5. Ю.К. Бабанский в
основу классификации методов обучения
кладет теорию деятельности человека,
основными элементами которой являются:
а) организация действий; б) регулирование
деятельности личности прежде всего
разнообразными способами ее стимулирования
и в) контроль за ходом деятельности
. На
этой основе Ю.К
. Бабанский выделяет три
группы методов:

• методы
организации и осуществления
учебно-познавательной деятельности;

• методы
стимулирования и мотивации
учебно-познавательной деятельности;

• методы
контроля и самоконтроля за эффективностью
учебно-познавательной деятельности.

Каждая из этих
классификаций имеет определенное
основание и позволяет с различных сторон
осмысливать сущность методов обучения.
Однако в дидактическом отношении
наиболее практичной представляется
классификация известного белорусского
педагога И.Ф. Харламова. Он выделяет
пять групп методов обучения:

• методы
устного изложения знаний учителем и
активизации познавательной деятельности
учащихся: рассказ, объяснение, школьная
лекция, беседа; иллюстрации и демонстрации
при устном изложении изучаемого
материала;

• методы
закрепления изучаемого материала:
беседа, работа с учебником;

• методы
самостоятельной работы учащихся по
осмыслению и усвоению нового материала:
работа с учебником, лабораторная работа;

• методы
учебной работы по применению знаний на
практике и выработке умений и навыков:
упражнения, лабораторные работы;

• методы
проверки и оценки знаний, умений и
навыков учащихся: повседневное наблюдение
за работой учащихся, устный опрос
(индивидуальный, фронтальный, уплотненный),
выставление поурочного балла, контрольные
работы, проверка домашних работ,
программированный контроль, тестирование.

Ни одна из рассмотренных
классификаций методов не свободна от
недостатков. Практика богаче и сложнее
любых самых искусных построений и
абстрактных схем
. Поэтому поиски более
совершенных классификаций, которые
внесли бы ясность в противоречивую
теорию методов и помогали бы педагогам
совершенствовать практику, продолжается.

Характеристику
методов обучения необходимо осуществлять
по следующему плану: сущность метода,
требования к его применению, методика
(система приемов, при помощи которых
реализуется данный метод). В качестве
примера раскроем суть беседы как метода
обучения.

Беседа
является диалогическим
методом изложения учебного материала
(от греч. dialogos – разговор между двумя
или несколькими лицами), что уже само
по себе говорит о существенной специфике
этого метода
. Сущность беседы заключается
в том, что учитель путем умело поставленных
вопросов побуждает учащихся к рассуждению
и анализу в определенной логической
последовательности изучаемых фактов
и явлений и самостоятельному формулированию
соответствующих теоретических выводов
и обобщений.

При проведении беседы
по осмыслению нового материала необходимо
ставить вопросы так, чтобы они требовали
не односложных утвердительных или
отрицательных ответов, а развернутых
рассуждений, определенных доводов и
сравнений, в результате которых учащиеся
вычленяют существенные признаки и
свойства изучаемых предметов и явлений
и таким путем приобретают новые знания.

Вопросы должны иметь
четкую последовательность и направленность,
что позволит учащимся осмысливать
внутреннюю логику усваиваемых знаний.

Беседа как метод
обучения не может обеспечить достижения
всех дидактических целей, в частности
формирования практических умений и
навыков. Поэтому целесообразно применять
ее в сочетании с другими методами.

Беседа при сообщении
новых знаний может идти индуктивным
(т.е. от частных известных наблюдаемых
явлений к общим выводам) или дедуктивным
путем (от общего положения к частным
случаям).

По назначению в учебном
процессе выделяют следующие виды беседы:
вводные или вступительные (организующие);
сообщения новых знаний; закрепляющие;
контрольно-коррекционные.

Вводная беседа
проводится в начале урока или другого
учебного занятия. С ее помощью
обеспечивается подготовка учащихся к
восприятию и усвоению нового учебного
материала
. Такого вида беседа способствует
пониманию значения предстоящей работы,
формирует представления о ее содержании,
специфике и особенностях.

При сообщении новых
знаний беседа строится в форме вопросов
и ответов преимущественно при анализе
прочитанных текстов, запоминании ответов
(катехизическая). Она способствует
подведению учащихся за счет умело
поставленных вопросов, имеющихся у них
знаний и жизненного опыта к усвоению
новых знаний, определению понятий,
поиску метода решения задачи
. Грамотно
организованная беседа создает субъективное
впечатление, что ученик сам сделал
“открытие”, проделал сложный путь к
научной истине.

Закрепляющие
беседы применяются для углубления,
обобщения и систематизации знаний. Они,
как правило, проводятся в конце урока
изучения нового материала.

Контрольно-коррекционные
беседы могут быть организованы как
фронтальные или индивидуальные.
Применяются с целью определения уровня
усвоения знаний у учащихся, их коррекции,
уточнения, дополнения, конкретизации.

Эффективность
беседы зависит от тщательной подготовки
учителя, продуманности вопросов, их
логической последовательности. Вопросы
должны развивать все виды мышления,
соответствовать уровню развития
учащихся
. Со стороны учащихся ответы
должны быть осознанными, аргументированными
и правильно сформулированными.

Педагогическая
функция беседы состоит в том, чтобы
использовать знания и личный опыт
учащихся в целях активизации их
познавательной деятельности. Беседа
требует продуманности и четкости
постановки вопроса. Развивающий эффект
беседы проявляется в формировании у
учащихся умений четко и быстро мыслить,
анализировать и обобщать, ставить точные
вопросы, кратко говорить и ясно выражать
свою мысль
. Беседа наиболее эффективна:

– для
подготовки учащихся к работе на уроке;

– ознакомления
их с новым материалом;

– систематизации
и закрепления знаний;

– текущего
контроля и диагностики усвоения знаний.

Метод обучения (от греч. methodos – «путь, способ достижения цели») – система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение учебного материала.

Метод – понятие многомерное и многоаспектное. В педагогической науке нет единого подхода к выделению методов. Разными авторами выделяются следующие методы обучения: рассказ, объяснение, беседа, лекция, дискуссия, работа с книгой, демонстрация, иллюстрация, видеометод, упражнение, лабораторный метод, практический метод,, контрольная работа, опрос (разновидности: устный и письменный, индивидуальный, фронтальный, уплотнённый), метод программированного контроля, тестовый контроль, реферат, дидактическая игра и др.

Этот список далеко не полон. Кроме того, каждый метод при его практическом применении имеет разновидности и может использоваться для решения разных дидактических задач.

Приёмы обучения обычно определяют как элементы методов. Приём – это ещё не метод, а его составная часть, однако практическая реализация метода достигается именно с помощью приёмов. Так, в методе работы с книгой можно выделить следующие приёмы: 1) чтение вслух; 2) составление плана текста; 3) заполнение таблицы по прочитанному материалу; 4) составление логической схемы прочитанного; 5) конспектирование; 6) подбор цитат.

Один и тот же метод в различных ситуациях может осуществляться с помощью разных приёмов. Например, работа с книгой в одном случае может включать чтение вслух и составление плана текста, в другом случае – составление логической схемы и подбор цитат, в третьем случае – конспектирование.

Один и тот же приём может входить в разные методы. Так, составление логической схемы может являться частью объяснительно-иллюстративного метода (например, учитель, объясняя новый материал, чертит схему на доске), а может применяться и как часть исследовательского метода (например, ученики составляют схему, отражающую самостоятельно изучаемый ими материала).

Практическое применение методов и приёмов обучения возможно только при наличии необходимых материальных средств. Так, для работы с книгой необходима книга, для лабораторного метода – соответствующее лабораторное оборудование и т.д.

Средства обучения – это предметная поддержка учебного процесса: материальные и материализованные объекты, используемые в качестве инструментов деятельности педагога, а также в качестве носителей информации в учебном процессе. К материальным средствам обучения относятся учебники, наглядные пособия (иллюстрации, муляжи, чучела животных, коллекции минералов и др.), дидактический материал, технические средства обучения (ТСО), прочее оборудование, применяемое при обучении. Материализованные средства – это речь, мимика и жесты, а также различная деятельность (трудовая, познавательная, коммуникативная и др.)

Функции средств обучения обусловлены их дидактическими свойствами. В учебном процессе средства обучения выполняют четыре основных функции:

1) компенсаторную (средства обучения облегчают процесс обучения, помогают достичь цели с наименьшими затратами сил и времени);

2) адаптивную (средства обучения помогают учителю приспособить содержание образования к возрастным и индивидуальным возможностям детей, создать благоприятные условия для обучения: помогают организовывать необходимые демонстрации, самостоятельную работу учащихся, дифференцировать учебные задания и т.д.);

3) информативную (средства обучения либо являются непосредственным источником информации (например: учебник, учебный видеофильм), либо способствуют передаче информации (например: компьютер, проекционная аппаратура, лабораторное оборудование);

4) интегративную (использование средств обучения позволяет рассматривать изучаемые предметы и явления многосторонне, выявлять и наблюдать разнообразные свойства изучаемого, глубже проникать в его суть, например, при изучении какого-либо закона физики применение учебно-лабораторного оборудования позволяет наблюдать действие этого закона, понять его значение и т. д.).

________________

См. также:

Методы обучения в педагогике предназначены для передачи знаний от учителя к ученику. Для достижения наилучших результатов в процессе воспитания и обучения необходимым условием является сочетание основных методов с нетрадиционными.

Методы обучения представляют собой процесс взаимодействия учителя с учениками, результатом чего является передача и усвоение знаний, умений и навыков, которые был предусмотрены содержанием обучения.

Средства обучения в педагогике это – объекты, применяемые учителем в процессе усвоения знаний учащимися. Другими словами, это любые материалы, которые использует педагог в процессе обучения и воспитания.

Объекты, выполняющие функцию обучения, делятся на материальные (учебники, таблицы, иллюстрации) и идеальные (знания и умения учителя и учеников).

Методы обучения в педагогике ↑

Современная педагогика предполагает классификацию методик обучения, исходя из источника получения знаний.

Основными являются:

  • словесный;
  • практический;
  • наглядный.

Весьма популярными стали и нетрадиционные способы обучения, предполагающие внесение в процесс значительной доли творчества.

Словесный

Его основой является слово, а задача учителя – преподнести информацию учащимся посредством слов. Словесный прием является ведущим в системе обучения, поскольку позволяет передать большой объем информации в минимальный промежуток времени.

Словесный метод обучения включает: рассказ, лекцию, объяснение, беседу, дискуссию, а также самостоятельную работу с учебником.

В отличие от рассказа и лекции (монологические методы), беседа и дискуссия (активные методы) подразумевают включение учащихся в обсуждение материала, что развивает их интерес к познавательному процессу.

Кроме того, дискуссия учит прислушиваться к чужому мнению и объективно оценивать значение различных точек зрения.

Работа с печатными материалами нацелена на развитие у учащихся внимания, памяти и логического мышления. Также работа с учебником помогает лучше запомнить пройденный материал.

Практический

Данный прием предполагает активную практическую деятельность учащихся. Практические методы обучения могут быть представлены в виде:

  • упражнений (выполнения учащимися умственных, либо практических действий, целью которых является овладение определенным навыком в совершенстве);
  • лабораторных и практических работ, во время которых учащиеся изучают какие-либо явления при помощи оборудования или обучающих машин;
  • дидактических игр – моделирования изучаемых процессов или явлений.

Наглядный

Подразумевает применение в процессе обучения наглядных пособий или других средств, которые отражают суть изучаемых объектов, процессов или явлений.

Наглядные средства тесно связаны с чувственным восприятием материала, благодаря чему усвоение информации происходит в более доступной для понимания форме и надежно закрепляется в памяти учащихся.

Наглядные методы можно разделить на две группы:

  1. Иллюстрации (рисунков, таблиц, карт);
  2. Демонстрации (к нему относится просмотр кинофильмов и проведение опытов).

Последний считается наиболее эффективным, т. к. имеет более широкие возможности воздействия на сознание человека. Использование компьютера и современных технологий позволяет внедрять все новые средства в систему наглядных методов.

Эвристический

Эвристический или частично-поисковый метод обучения подразумевает постановку учителем какого-либо вопроса и поиск учащимися ответа на него. Таким образом, учащиеся не получают «готовых» знаний, но активно участвуют в поиске решения, тем самым развивая свои способности к мышлению.

Благодаря активной деятельности мозга и увлеченности поставленной задачей учащиеся получают более осознанные и прочные знания.

Методы эвристического обучения включают в себя различные конкурсы, исследования, сочинения. Эвристические формы занятий – это эвристический урок, олимпиады, интеллектуальные игры, творческие защиты, интерактивные формы обучения.

Проблемный

Под проблемным понимают обучение, протекающее в форме разрешения поставленных проблемных ситуаций. Проблема должна активировать мыслительные процессы учащихся и побудить их к активному поиску решения.

Помимо усвоения знаний, метод проблемного обучения позволяет учащимся овладеть способами их получения:

  • поисковой практикой;
  • навыками анализа;
  • самостоятельной исследовательской деятельностью;
  • компоновкой полученной информации.

Проблемное обучение предполагает использование нестандартных способов решения поставленных задач, следовательно, развивает творческие способности учащихся, требует от них проявления интеллектуальной, а также личностной и социальной активности.

Исследовательский

Суть данного метода заключается в том, что учитель не сообщает знания учащимся, они должны сами добыть их в процессе активного исследования поставленной проблемы.

Учитель формирует проблему, а учащиеся ее самостоятельно осознают, выдвигают гипотезу, составляют план по ее проверке и делают выводы.

В итоге полученные в ходе поиска знания отличаются своей глубиной, учебный процесс проходит интенсивно, а учащиеся проявляют заинтересованность к поставленной проблеме.

К сожалению, из-за больших затрат времени исследовательский метод не может применяться на уроках часто и должен сочетаться с другими методами обучения.

Репродуктивный

Согласно этому методу, знания ученикам сообщаются уже в «готовом» виде, учитель также их поясняет. Для усвоения знаний учитель дает задания, которые учащиеся выполняют по рассмотренному ранее образцу.

Критерий усвоения знаний – способность их правильно воспроизвести. Многократное повторение материала позволяет учащимся усвоить и запомнить его.

Главным преимуществом репродуктивного метода является его практичность, но процесс обучения не должен основываться исключительно на нем.

Объяснительно-иллюстративный

Данный метод является одним из самых экономных методов обучения, а его эффективность проверена многовековой практикой. Суть метода в том, что учитель преподносит информацию при помощи комбинированных средств: устного и печатного слова, наглядных и практических материалов.

Учащиеся воспринимают информацию и выполняют действия, необходимые для ее усвоения – слушают, смотрят, читают, сравнивают с ранее пройденным материалом и запоминают.

Объяснительно-иллюстративный метод широко используется в дошкольной системе образования.

Закрепление изучаемого материала ↑

Объяснение учителем материала является начальной ступенью обучения. Не менее важная составляющая усвоения знаний учениками – последующая работа по усвоению полученной информации, включающая в себя закрепление, запоминание и осмысление изложенного на уроке материала.

Основные приемы закрепления материала – это беседа, опрос и работа с учебником;

  1. Беседа включает воспроизведение (повторение) полученной информации.
  2. Воспроизведение может быть простым, резюмирующим и систематизирующим. Последние два вида имеют большое значение для развития мышления и умения вникать в суть материала.
  3. Работа с учебником позволяет учащимся остановить свое внимание на тех пунктах, которые показались особенно сложными.

Кроме репродуктивного закрепления очень эффективен творческий метод. Он может включать различные практические задания, такие как поиск примеров для подтверждения какой-либо теории в литературе и жизни.

Игровые методы в педагогике также служат отличной платформой для закрепления материала: интеллектуальные или ролевые игры с большим успехом применяются в учебных заведениях.

Самостоятельная работа учащихся по усвоению пройденного ↑

Опытные педагоги считают, что только самостоятельная работа учащихся способствует глубокому овладению знаниями и развитию мышления. Для самостоятельной работы учитель дает задание, но сам не принимает активного участия в процессе усвоения учащимися материала.

Основные методы самостоятельного усвоения материала:

  • работа с учебником (вдумчивое изучение и осмысление материала);
  • тренировочные упражнения (например, решение математических задач или запоминание исторических данных);
  • лабораторные занятия.

Обязательным условием подготовки учащихся к работе по самостоятельному усвоению материала является проведение учителем обстоятельного разъяснения. Учителю необходимо убедиться в том, что материал всем понятен и не вызывает особых трудностей.

Также задания не должны быть слишком сложными, чтобы у учащихся не появилось чувство, что они не способны справиться с поставленной задачей.

Проверка и оценка знаний ↑

Важным компонентом обучения является регулярная проверка и оценка знаний на протяжении всего учебного года. Так учитель может оценить степень усвоения материала учащимися, и в случае необходимости скорректировать ход учебного процесса.

Основные методы проверки и оценки:

  • текущая (в ходе учебных занятий);
  • четвертная (по итогам учебной четверти);
  • годовая (по итогам года);
  • переводные и выпускные экзамены.

Текущая проверка может проводиться в форме наблюдения за учащимися, и в виде устного – индивидуального, фронтального или уплотненного, и письменного опроса.

Также к методам проверки знаний относится проведение контрольных работ, оценка домашнего задания и современные формы отслеживания, например, программированный контроль – проверка знаний при помощи заданий с несколькими вариантами ответа.

Все перечисленные средства обучения практикуются как общей системой образования, так и специальной педагогикой, одной из главных отраслей которой является коррекционная педагогика, разрабатывающая основы образовательного процесса для детей с отклонениями в развитии.

Семейная педагогика также советует родителям, прибегая к методам обучения детей, использовать не один-два приема, а включать в процесс воспитания и обучения как можно больше различных методов и средств.

Видео: В чем заключаются инновационные методики преподавания