Интеграция: понятие в педагогике, процесс обучения инвалидов

Современная педагогика давно ушла от старых моделей обучения и воспитания детей. Для повышения уровня образовательного процесса была введена модель интегрированного образования. Она заключается в активном взаимодействии разных категорий детей. В первую очередь это касается детей с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья). Говоря иначе — детей-инвалидов.

История возникновения интеграции

Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья появилось не сразу. Отдельные попытки организовать школы для таких категорий детей появлялись и в XVII веке. Тогда Петр Первый велел открыть училища для глухих людей. Но только с приходом советской власти, которая велела организовать доступное обучение для всех детей, обучение детей-инвалидов стало возможным. Тогда был организован НИИ Дефектологии. Его целью было изучение нарушений развития и способов коррекционного воздействия.

Однако создание специальных садиков для каждой категории детей и коррекционных школ не решало главную проблему: возможность внедрения детей с ОВЗ в обычное общество. Из-за отдельной формы обучения инвалиды привыкали общаться в ограниченном кругу и это негативно сказывалось на социализации.

Интегрировать — это значит наладить взаимодействие разных элементов. В результате появляется нечто целостное. По задумке авторов интегрированного подхода в обучении — здоровые ученики будут учиться контактировать с инвалидами. Лица с ОВЗ нуждаются в помощи для реализации себя в быту, труде, социальных связях. Таким образом, понятие интеграции включает не только терапевтические меры, но и комплекс социальных мер.

Основные принципы

Современная педагогика претерпела ряд изменений. Сегодня в своей работе учителя опираются на определенные принципы. Главный из них — индивидуальный подход. К каждому ученику нужно предъявлять требования исходя из особенностей его развития. Поэтому некоторые педагоги считают, что оценочная система знаний устарела, так как базируется на среднем стандарте. Выделяют еще принципы:

  • монтажной интеграции;
  • свободного самовыражения;
  • развивающих коммуникации;
  • прогрессирующего самоконтроля.

Сущность принципа монтажной интеграции заключается в сочетании разных дисциплин в образовании. Например, если ученики любят автодело, им рано или поздно приходится разбираться в электросхемах, конструкциях разных коробок передач, в видах смазок и т. д. Учитель может удовлетворить этот интерес на уроках физики и химии. Принцип монтажной интеграции иными словами называют межпредметными связями.

Свобода самовыражения в рамках школы реализуется посредством предоставления ребенку права выбирать как реагировать на разные события. У него могут быть свои вкусы, симпатии, антипатии и т. п.

Принцип развивающих коммуникации ломает подход, где дети общаются с учителем. Немаловажны контакты с разными людьми. Немаловажно и научить ребенка самостоятельно учиться, привить ему потребность в знаниях.

Суть интегративного подхода

Интегративный подход в педагогике предполагает обучение здоровых детей вместе с детьми с ОВЗ. Процесс обучения будет иметь небольшие различия. Для инвалидов главным фактором является индивидуальная программа обучения. Она составляется на основе его особенностей развития. В программе отмечается какая помощь специалистов требуется. При необходимости на уроках с инвалидом присутствует тьютор, т. е. сопровождающий.

Однако не все родители восприняли процесс интегрирования положительно. Этому есть несколько причин:

  • Лицо с особыми образовательными потребностями требует больше внимания от учителя.
  • Опасение получения неадекватного поведения от лиц с ОВЗ.
  • Ксенофобия и личностные предубеждения.

Основная причина критики существования коррекционных школ была в том, что инвалидов сгоняли в своего рода резервации, изолировали их от обычных людей. В итоге взрослые люди часто негативно воспринимали лиц с ОВЗ, опасаясь их и брезгуя ими. По замыслу сторонников интегрального подхода в образовании, здоровые дети будут учиться с инвалидами и с детства будут считать их нормальными. В дальнейшем это убережет их от проявления нетолерантности.

Плюсы и минусы методики

Определение совместного обучения претерпевало ряд изменений. Изначально оно предполагало внедрение инвалидов во внеклассную деятельность — совместные мероприятия и т. п. Обучаться они должны были индивидуально. Со временем поступило предложение помещать детей с ОВЗ в обычные классы.

Интеграция имеет ряд преимуществ и недостатков. В маленьких городах нет коррекционных учреждений. Если у родителей будет глухой или слепой ребенок, никто не может ему обеспечить подходящее учреждение. Поэтому интеграция означает, что его обязаны будут взять в обычный детский садик. Но у такого поступка есть и обратная сторона: специально обученные педагоги учат слепых детей ориентироваться в пространстве и осуществлять самостоятельную деятельность. Воспитатели часто не имеют для этого нужных знаний.

К плюсам интегрированного обучения можно отнести:

  • Современная психология отмечает пользу совместного обучения: здоровые дети учатся толерантности.
  • Обычные школы и детские сады создают специальные условия для обучения.
  • Родители и педагоги тоже учатся принимать лиц с ОВЗ.

К минусам такого подхода часто относят несоответствие образовательного процесса потребностям инвалида. Мало кто из педагогов умеет оценивать особенности развития ученика с ОВЗ. К серьезному недостатку можно отнести и отсутствие дефектологического образования у педагогического коллектива. Дошкольные и школьные учреждения не имеют достаточной технической оснащенности. Часто руководители образовательного учреждения не могут выделить дополнительных педагогических ставок — для тьюторов, сурдопедагогов и т. д.

Термином «интеграция» обычно обозначают выборочное помещение учеников с особенностями психофизического развития в обычные общеобразовательные школы. Сторонники данного подхода считают, что ученик должен «заслужить» возможность обучаться в обычной общеобразовательной школе, продемонстрировать свои «способности» справляться с ее программой. Система специального образования остается в целом неизменной. Таким образом, параллельно существуют три модели образования: общее, специальное и интегрированное. Детям с отклонениями в развитии оказывают и традиционные формы услуг: они посещают массовую школу, но учатся в специальных классах, не включаясь в процесс совместного обучения с остальными детьми, т. е. имеет место частичная интеграция.

    Термин «инклюзия» характеризует более глубокие процессы: ребенку предоставляется право посещать обычную школу, но для этого создается необходимая адаптированная образовательная среда и оказываются поддерживающие услуги. Полное включение означает, что все ученики независимо от вида, тяжести и характера нарушения развития обучаются в общеобразовательном классе, получая, если требуется, дополнительные услуги, извлекая пользу из совместного обучения со своими здоровыми сверстниками.

 Главное отличие инклюзивного подхода от интегративного состоит в том, что при инклюзии в обычных школах меняется отношение к детям с ограниченными возможностями и к их родителям. Идеология образования изменяется в сторону большей гуманизации учебного процесса и усиления воспитательной направленности обучения. Это, однако, не отменяет довольно жестких требований дисциплины, которым должны подчиняться все ученики без исключения, как здоровые, так и с особенностями развития. Можно привести пример, когда ребенка, страдающего ранним детским аутизмом, приучают не кричать при перемещении из одного помещения в другое, что довольно типично для детей этой категории. Ребенку, который кричит, показывают красную карточку и говорят: «Сегодня ты кричал, поэтому ты не пойдешь в сенсорную комнату» (которую он очень любит), – и в следующий раз, когда он кричит, опять показывают красную карточку и повторяют те же слова. Приучение к дисциплине может принимать довольно жесткие формы. Ребенка могут привести в сенсорную комнату, снять с него обувь – это означает, что можно войти, но если он снова закричал, ему опять покажут красную карточку, наденут обувь и со словами: «Ты опять кричал, и сегодня не будешь заниматься», – выведут из сенсорной комнаты.

Примером, достойным подражания, можно считать существующую в Великобритании модель интеграции, при которой специалисты приступают к системным занятиям со всеми детьми начиная с девятимесячного возраста, не стремясь установить точный диагноз, а стараясь максимально развить имеющиеся у них потенциальные возможности. В дошкольном и младшем школьном возрасте интеграция очень объемная, но это объясняется специфической направленностью системы обучения. Возрастной этап от 5 до 11 лет соответствует подготовительной школе. Методы и содержание обучения в этот период очень похожи на наше дошкольное образование. В средней и старшей школе подход к интеграции видоизменяется. Занимаясь в классе вместе с другими детьми, каждый «интегрированный ребенок» в то же время имеет своего учителя, свою индивидуальную программу, учитывающую его возможности и темп обучения. Перспективы развития «особого ребенка» тщательно планируются, в этот процесс включены все педагоги школы, контактирующие с ребенком, методист, тьютор и родители, которых информируют о возможностях его дальнейшей социализации.

Что такое инклюзия в образовании 

 Современная система образования развитого демократического сообщества призвана соответствовать индивидуальным образовательным потребностям личности, в том числе: 

 • потребности в полноценном и разнообразном личностном становлении и развитии – с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей (личностная успешность);

 • потребности в органичном вхождении личности в социальное окружение и плодотворном участии в жизни общества (социальная успешность);

• потребности в развитости у личности универсальных трудовых и практических умений, готовности к выбору профессии (профессиональная успешность).

Создание в школах возможностей для удовлетворения этих индивидуальных образовательных потребностей становится основой построения многих систем обучения во всем мире. Вместе с тем существуют группы детей, чьи образовательные потребности не только индивидуальны, но и обладают особыми чертами.  Особые образовательные потребности возникают у детей тогда, когда в процессе их обучения возникают трудности несоответствия возможностей детей общепринятым социальным ожиданиям, школьнообразовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения. Эти особые образовательные потребности ребенка требуют от школы предоставления дополнительных или особых материалов, программ или услуг. 

Включение детей с особыми образовательными потребностями (детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития) в образовательный процесс в школах общего типа по месту жительства – это сравнительно новый подход для российского образования. Такой подход терминологически связан с процессом, который называется инклюзия в образовании, и, соответственно, образование в русле этого подхода – инклюзивное образование.

 Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, — в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку. Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.

понятия «интеграция». Н.М. Назарова определяет это понятие как процесс и результат предоставления ребенку с особыми образовательными потребностями и ограниченной трудоспособностью прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни (включая и образование) наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих такому ребенку отклонения в развитии и ограничения возможностей.

М.И. Никитина определяет понятие «интеграция» как процесс включения лиц с ограниченными возможностями здоровья во все сферы жизни общества как равноправных его членов, освоение ими достижений науки, культуры, экономики, образования.

Н.Н. Малофеев и Н.Д. Шматко определяют интеграцию детей с особыми образовательными потребностями как включение этих детей в обычные образовательные учреждении.

Анализ исследований Н.Н. Малофеева и Н.Д. Шматко свидетельствует о том, что они в процессе реализации интегрированного образования, выделяют следующие модели интеграции: постоянная полная, пос­тоянная неполная, постоянная частичная, временная частичная и эпизодическая [4]. Дадим их краткую характеристику.

Постоянная полная интеграция пред­полагает обучение ребенка с тем или иным нарушением в развитии на равных с нормально развивающимися детьми в од­них дошкольных группах и классах. Данная модель может быть эф­фективна для тех детей, чей уровень пси­хофизического и речевого развития соот­ветствует или приближается к возраст­ной норме и кто психологически готов к совместному со здоровыми сверстниками обучению. [5].

Постоянная неполная интег­рация может быть эффективна для тех детей школьного возраста, чей уровень психического развития несколько ниже возрастной нормы, кто нуждается в систе­матической и значительной коррекционной помощи, но при этом способен в це­лом ряде предметных областей обучаться совместно и наравне с нормально разви­вающимися сверстниками, а также прово­дить с ними большую часть внеклассного времени. Постоянная, но неполная интегра­ция может быть полезна дошкольникам с различным уровнем психического разви­тия, но не имеющим сочетанных наруше­ний. Смыслом такой интег­рации является максималь­ное использование всего потенциала уже имеющихся у ребенка и довольно значи­тельных возможностей общения, взаимо­действия и обучения с нормально разви­вающимися детьми. [4].

Постоянная частичная интеграция может быть полезна тем, кто способен наравне со своими нормально развивающимися сверстниками овладевать лишь небольшой частью необходимых уме­ний и навыков, проводить с ними только часть учебного и внеклассного времени. Смыслом постоянной частичной интег­рации является расширение общения и взаимодействия детей с ограниченными возможностями здоровья с их нормально развивающимися сверстниками [5].

Характеризуя организационные основы реализации образовательной интеграции Н.Н. Малофеев и Н.Д. Шматко отмечают следующее: при временной и частичной ин­теграции все воспитанники специальной группы или класса вне зависимости от до­стигнутого уровня развития объединяют­ся со своими нормально развивающимися сверстниками не реже 2-х раз в месяц для проведения совместных мероприятий в основном воспитательного характера. Смыслом временной интеграции явля­ется создание условий для приобретения начального опыта общения с нормально развивающимися сверстниками. Времен­ная интеграция является, по сути, этапом подготовки к возможной в дальнейшем более совершенной форме интегрирован­ного обучения. Данная модель интеграции может быть реализована в дошкольных учреждениях комбинированного вида, имеющих как группы для нормально развивающихся детей, так и специальные группы, а также в массовых школах, где открыты специальные классы [4].

Следующая модель интеграции «эпизодическая», ориентированная на специальные дошкольные и школьные учреждения, которые ограничены в возможностях проведения целенаправленной работы по сов­местному с нормально развивающимися детьми воспитанию и обучению своих воспитанников. Смыслом эпизодической интеграции является целенаправленная организация хотя бы минимального социального вза­имодействия детей с выраженными нару­шениями развития со сверстниками, пре­одоление тех объективных ограничений в социальном общении, которые создаются в условиях специальных (коррекционных) учреждений, где обучаются только дети с ограниченными возможностями здоровья [4].

Таким образом, все выше сказанное позволяет говорить о подборе доступной и полезной модели интеграции для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья в об­щеобразовательную среду.

Анализ исследований Н.Н. Малофеева, Н.Д. Шматко позволяет в качестве одного из перспективных видов образовательных учреждений, реализующих интегрированное обучение детей, выделить учреждение комбинированного вида. Именно в этих учреждениях есть возможность создавать и обычные, и специальные, и смешанные группы детей, что позволяет осуществлять все формы интеграции, подбирая каждому ребен­ку необходимую квалифицированную специальную педагогическую помощь, налаживать подлинное взаимодействие педагогов общеобразовательных школ со специалистами дефектологами. При этом в комбинированном учреждении можно обеспечить специальное образо­вание детям с выраженными нарушени­ями развития и качественное образова­ние нормально развивающимся детям, обогатив их социально-эмоциональное развитие уникальным и необходимым в будущей взрослой жизни опытом взаи­модействия с теми людьми, кто в силу не зависящих от них обстоятельств ока­зался менее способным, смышленым, умелым, но от этого не менее добрым, отзывчивым и способным к соблюдению нравственных норм и законов 

ПРЕИМУЩЕСТВА ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

В специальных и интегрированных классах образование осуществляют по специально разработанным программам на основе общеобразовательных.

Обучение инвалидов с детьми без отклонений в развитии называется инклюзивным (включенным). Такое новшество в образовательной системе основано на идеологии толерантности. Главная цель такого образования – не допустить дискриминацию детей с отклонениями в развитие со стороны здоровых сверстников. Учащиеся такого образовательного учреждения, наряду с основными знаниями, получат знания основ прав человека, и способы применения их на практике. Все учащиеся подобных учреждений имеют возможность принимать активное участие во всех массовых мероприятиях.

НЕДОСТАТКИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Имеются у такого образования и недостатки: прежде всего, это несовершенство кадрового состава педагогов, сложность соединения общеобразовательных программ со специальными, наличие детей с несколькими отклонениями и ряд других. Кроме того, помимо общеобразовательных предметов, дети с нарушениями в развитии нуждаются и в специальных, обеспечивающих интеграцию детей в обществе путем формирования навыков, которые у здоровых детей не требуют внимания педагогов-коррекционистов.

Необходимо помнить, что в западной Европе родители могут оплатить услуги специальных педагогов отдельно, а для жителей нашей страны это не всегда реально. Очень важно уделять детям с особенностями развития больше внимания, чем здоровым детям.

Если допустить, что на обучении в общеобразовательной школе в одном классе находятся дети с разными отклонениями, учитель должен владеть набором специальных знаний и навыков: сурдопереводом, системой Брайля и еще многими специальными умениями. И все это педагог должен делать за не слишком большую зарплату.

Для создания условий для инклюзивного образования необходимы немалые денежные средства. А ведь того финансирования, которое выделяется школам сегодня, порой не хватает даже на текущий ремонт, не говоря уже о том, что многие образовательные учреждения закрываются по причине аварийного состояния помещений.

Если же говорить о выборе родителями места обучения, нужно понимать, что они мало знают о потребностях и потенциальных возможностях своих детей.

Разделы:
Общепедагогические технологии

Интеграция в обучении — процесс
установления связей между структурными
компонентами содержания в рамках определённой
системы образования с целью формирования
целостного представления о мире,
ориентированной на развитие и саморазвитие
личности ребёнка.

Интеграция предметов в современной школе — одно
из направлений активных поисков новых
педагогических решений, развития творческого
потенциала педагогических коллективов с целью
эффективного и разумного воздействия на
учащихся.

Интеграция способствует преодолению
фрагментарности и мозаичности знаний учащихся,
обеспечивает овладение ими целостным знанием,
комплектом универсальных человеческих
ценностей.

В отечественной и зарубежной педагогической
науке имеется богатый опыт исследования проблем
интеграции. Задачу использования межпредметных
связей в учебном процессе в разные периоды
выдвигали Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци,
Ж.-Ж.Руссо, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский.

В условиях быстрого роста объёма информации
возможность её восприятия и осмысления резко
уменьшается. Выход видится в синтезе разных
учебных предметов, разработкой интегрированных
курсов, взаимосвязью всех школьных дисциплин.

Различают три уровня интеграции содержания
учебного материала:

  • внутрипредметная — интеграция понятий, знаний,
    умений и т.д. внутри отдельных предметов;
  • межпредметная — синтез фактов, понятий,
    принципов и т.д. двух и более дисциплин;
  • транспредметная — синтез компонентов основного
    и дополнительного содержания образования.

Главными идеями интегративного обучения
являются:

  • личностная направленность обучения (Человек-
    главная ценность образовательного процесса);
  • формирование обобщённых предметных структур и
    способов деятельности (Усвоение знаний на основе
    осознания закономерностей);
  • приоритет смыслообразующих мотивов в обучении
    (побуждающие, внутренние, внешние и организующие);
  • системность в обучении (осознание связей внутри
    научной теории);
  • проблемность обучения;
  • рефлексия деятельности;
  • -диалогичность (Истина рождается в процессе
    диалогического общения).

Цель интегративного образования: формирование
целостного видения мира. Внутри интегративного
образования можно выделить отдельные
технологии:

  • интеграцию;
  • проектные технологии;
  • технологии образования в глобальном
    информационном сообществе;
  • преподавание крупных систематических учебных
    курсов на основе Интернета.

При планировании интегрированных уроков
учитывается следующее:

  • объединяются блоки знаний, поэтому важно
    правильно определить главную цель урока;
  • из содержания предметов берутся те сведения,
    которые необходимы для реализации цели;
  • устанавливается большое количество связей в
    содержании учебного материала;
  • части интегрированного содержания планируются
    так, чтобы стали необходимым звеном урока и
    получили окончательное завершение;
  • требуются тщательный выбор методов и средств
    обучения и определение нагрузки учащихся на
    уроке.

Процесс интеграции требует выполнения
определённых условий: объекты исследования
совпадают, либо достаточно близки; в
интегрируемых предметах используются
одинаковые или близкие методы исследования; они
строятся на общих закономерностях и
теоретических концепциях.

Например, в процессе обучения информатике
младших школьников целесообразно
организовывать связи между такими предметными
областями как русский язык, математика и другие.

Однако не всякое объединение различных
дисциплин в одном уроке автоматически
становится интегрированным уроком. Необходима
ведущая идея, которая обеспечивает неразрывную
связь, целостность данного урока.

Проанализируем положительные и отрицательные
стороны интеграции.

  1. Позволяет реализовать один из важнейших
    принципов дидактики — принцип системности
    обучения.
  2. Создает оптимальные условия для развития
    мышления, развивая логичность, гибкость,
    критичность.
  3. Способствует развитию системного
    мировоззрения, гармонизации личности учащихся.
    Уменьшается многопредметность, расширяются и
    углубляются межпредметные связи, появляется
    возможность получить больший объём знаний.
  4. Является средством мотивации учения
    школьников, помогает активизировать
    познавательную деятельность учащихся,
    способствует развитию творчества.
  5. Интегрированный подход требует от учителя
    повышенного уровня педагогического мастерства,
    универсальности его образования.

    К отрицательным сторонам можно отнести:
    увеличение плотности урока, отсутствие
    детализации, в отдельных случаях, большие
    временные затраты при подготовке к уроку.

    Перечислив положительные и отрицательные
    аспекты интегрированного обучения можно сделать
    вывод: несмотря на то, что помимо интеграции
    существуют другие технологии, позволяющие нашим
    детям получить образование, совместимое с
    реальной жизнью. Преимущество интеграции в
    обучении — это создание предпосылок для
    формирования не узко информированного
    специалиста, а творческой личности, которая
    целостно воспринимает мир и способна активно
    действовать в социальной и профессиональной
    сфере. Система образования реализует и
    предъявляет все большие требования к человеку, а
    в соответствии с этим, и к качеству образования, и
    задачей учителя является стремление все к
    большему повышению качества преподавания урока,
    качества предоставляемых знаний и связи с
    другими предметами за счет интегрированного
    обучения
    .

    18.05.2010

    Исторические предпосылки

    Понятие интеграции появилось в педагогике в $80$-х годах прошлого века на этапе бурного развития взаимопроникающих процессов в различных сферах социальной жизни. К этому периоду времени данное понятие прочно закрепилось в научной и философской литературе.

    Проблема интеграции обсуждалась педагогами давно и активно. Данная категория в педагогике является продуктом сложных диалектических трансформаций научного сознания, впитавшего в себя достижения культуры и опыт развития отечественного образования.

    Практические попытки создать систему образования на интегрированной, проблемно-комплексной основе были сделаны Дж.Дьюи в США, а также Штацким и Рубинштейном в $20$-х годах в Советском Союзе. В нашей стране новое направление получило в нашей стране практическую реализацию и стало частью истории педагогики под названием трудовой школы. Основной принцип организации обучения в ней заключался в «методе жизненных комплексов». Комплексный метод подразумевал интеграцию знаний из разных предметных областей вокруг одной общей проблемы. Это был первый практический опыт проведения учебного процесса на межпредметной основе. Но уже в $1931$ году этот эксперимент закрывают и подвергают резкой критике.

    Замечание 1

    Согласно убеждениям идеологов новой школы, предметоцентризм и комплексность считались двумя взаимоисключающими друг друга дидактическими принципами. Традиционная школа представлялась частью старого мира и была призвана разделить его судьбу. Трудовая школа фактически оказалась вне педагогических традиций. Из выдающегося новаторского движения, которое было призвано вывести существующее образование на качественно новый уровень, она превратилась в средство его разрушения.

    После $1931$ года процесс обучения проходит на предметной традиционной основе. Интеграция все больше оттесняется во внеклассную работу, где знания из различных областей знаний стихийно взаимопроникали и объединялись в детском творчестве.

    С $1958$ года начинается новый виток интеграции – этап межпредметных связей. В это время они с точки зрения укрепления отношений между профессионально-техническими и предметными знаниями. В 70-е годы в центре внимания педагогов оказывается перспектива формирования и развития отношений между учебными дисциплинами. Педагогика этого периода отказалась от противопоставления предметоцентризма и интеграции между предметами.

    Принцип межпредметности стремится к организации целостного учебного процесса, но, не отрицая предметоцентризм, а базируясь на нем. Межпредметность представляет собой средство развития предметности, стремление перевести образование на качественно новый уровень и сохранить положительное из прежнего. Рассмотрение межпредметности как принципа дидактики меняет характер педагогического мышления: явление преобразовалось в основание, производное стало производящим, а средство причиной. Противоречие между формой и новым содержанием привело к смене формы, при этом в $80$-х годах понятие межпредметных связей уступило место понятию интеграции. В $90$-х годах прошлого века движение по созданию интегрированных курсов достигло апогея.

    Психолого-педагогическая основа интегрирования

    Замечание 2

    Человеческая природа интегральная в своей сущности, интегральность в человеке заложена изначально. Соответственно, интеграция является естественным способом познания себя и окружающего мира.

    Абстрактное мышление у старшеклассников преобладает. Высшей степенью развития мышления в данном возрасте является мышление теоретическое. Интегрирование формирует целостную картину мира, учит видеть все явления в их взаимосвязи и противоречивости одновременно. При этом личность, охватывающая больший круг разнообразных явлений, подступает ближе к истине, но параллельно, увеличивая область непознанного.

    Педагог при интеграции на уроке различных предметов, должен обязательно учитывать противоречия заключенные в сущности познания и для преодоления стандартов мышления опираться в своей практике на константное и вариативное, случайное и закономерное, интуитивное и ясное, находить меру их взаимодействия. Обобщенные знания об окружающем мире дают возможность правильно в нем ориентироваться.

    Цели интеграции

    Замечание 3

    При реализации принципа интеграции в образовании цель заключается в том, чтобы не только показать области соприкосновения учебных дисциплин, но и через их органическую связь дать представление о единстве окружающего мира.

    Результатом интегрированного обучения является развитие творческого мышления обучающихся детей.

    Социальное значение интеграции заключается в овладении совокупными знаниями, избавляющих детей от однородности развития.

    Формы интеграции

    Современное образование предусматривает преподавание интегрированных курсов, в частности естествознания и элективных курсов.

    Самой распространенной формой реализации интеграции являются интегрированные уроки, которые проводятся разными учителями предметниками, но по общей программе интеграции.

    Классификация интеграции

    Возможные виды интеграции:

    • горизонтальная интеграция, которая заключается в объединении подобного материала в различных учебных предметах;
    • вертикальная интеграция, которая заключается в объединении в одном предмете материала, тематически повторяющегося в разные годы обучения на различном уровне сложности.