Инструменты и приспособления для заточки цепей бензопил

Используя для работы с деревянными изделиями цепные бензиновые или электрические пилы, через некоторое время отмечается постепенное снижение эффективности инструмента. Низкая точность выполнения реза, увод шины в сторону, мелкая пылеобразная стружка и даже остановка пилы — это признаки затупившейся цепи, что требует применения приспособления для заточки цепей бензопил.

Зубья изнашиваются не только по причине попадания в зону работы пилы старых гвоздей, металлических предметов, абразива, но и просто в силу физического износа от работы в тяжёлых условия. Рез твёрдых пород дерева, плит ДСП, ДВП, OSV приводит к ускоренному износу режущего инструмента.

Способы, методы и устройства для заточки

Применяя пилу нерегулярно, вопрос заточки целесообразно решать с помощью сервисных служб. Специализированные салоны по продаже инструмента везде оказывают такие услуги. Цена вопроса, обычно, невелика, но иногда возникают жалобы на результаты выполненных работ. Желая получить качественную заточку цепи, стоит взять этот вопрос в свои руки. Остановимся поподробнее на том, как это сделать.

Существует несколько разновидностей методов заточки цепи:

  • ручной с помощью планки и напильника;
  • ручной посредством болгарки;
  • ручной заточным станком;
  • автоматический заточным устройством для цепей бензопил.

Для того чтобы определиться с методом затачивания, нужно оценить интенсивность использования пилы. Если работа инструментом носит эпизодический характер, то достаточно иметь в хозяйстве наиболее простые устройства для заточки. Наименее затратный способ — ручной, проведённый посредством специального круглого напильника и планки.

Чуть дороже операция заточки может обойтись с применением болгарки. Но учитывая то, что в арсенале мастеров этот инструмент, как правило, всегда присутствует, цена будет ненамного больше.

В случае довольно широкого применения в работе бензиновых и электропил целесообразно приобрести точило промышленного изготовления. Тут возможны два варианта:

  • с ручным перемещением цепи;
  • с автоматической подачей.

Остановимся поподробнее на каждом из них.

Использование напильника и планки

В торговых салонах по продаже инструмента можно приобрести наиболее простой и недорогой прибор для заточек цепи бензопил. Он состоит всего из двух комплектующих — планки и напильника. Планка предназначена для обеспечения правильного угла заточки. Она закрепляется непосредственно на цепи и служит направляющей для круглого напильника. Процесс затачивания, конечно, несколько утомителен и требует определённых навыков. Но по своей затратности — это самый дешёвый вариант. А если есть некоторый опыт, то можно получить довольно качественный результат.

Ручная заточка болгаркой

Чтобы безопасно использовать болгарку для заточки пилы, нужно изготовить приспособление для бензопилы своими руками. Суть его состоит в том, чтобы закрепить углошлифовальную машинку, обеспечив её неподвижность. Или же зафиксировать цепь оправкой, но этот вариант более трудозатратный, так как её периодически необходимо перемещать, обеспечивая доступ ко всем зубьям.

Некоторые умельцы умудряются заточить цепь, не снимая с шины пилы. Но для этого нужна особая сноровка и умение, ведь довольно тяжело выбрать рекомендуемые углы болгаркой, находящейся на весу.

Закрепить углошлифовальную машинку можно или в тисках за её ручку, или же с помощью самодельно изготовленной стремянки, удерживающей инструмент за корпус. Получится аппарат, напоминающий гаражный наждак.

Закрепив и запустив аппарат, можно переходить непосредственно к процессу заточки цепи бензопилы болгаркой. И тут важно правильно направлять зубья, выдержав необходимый угол и глубину входа точила. Опытным путём определите время воздействия наждачного круга на зуб, не допуская его перегрев и потерю твёрдости.

Результат производимых работ зависит от сноровки и умения исполнителя. Затачиваемая цепь имеет только одну опору — руки мастера. А это значит, что исключительно он задаёт параметры заточки, и от его умения зависит успешность процесса. Самым большим минусом этого метода является повышенная травмоопасность.

Применение приспособления для бензопил

Наиболее распространённым прибором для затачивания признано устройство промышленного производства с электродвигателем, на валу которого установлен наждачный круг. Двигатель шарнирно закреплён на станине и имеет способность подводиться к зубьям цепи, которая, в свою очередь, закреплена в специальных кронштейнах, позволяющим перемещать её, подводя под шлифовальный круг.

Такая конструкция очень проста, точна, безопасна и производительна. Процесс идёт довольно быстро, так как нет необходимости следить за соблюдением углов заточки. А глубина и время врезания успешно контролируются оператором.

Автоматические заточные станки

Принципиальной разницы в конструкции автоматических и ручных станков почти нет. Добавлен узел автоматической протяжки, позволяющий свести участие человека в процессе к минимуму. Важно лишь правильно установить цепь и запустить станок. Немаловажной особенностью является возможность регулировки угла затачивания зуба, позволяющая точить цепи различных производителей.

Критерии выбора агрегата

При покупке основное внимание уделяется ключевым показателям заточных станков, определяющих степень их технического соответствия запрашиваемым требованиям покупателя:

  • мощность двигателя;
  • скорость вращения шпинделя;
  • комплектация;
  • наличие дополнительных принадлежностей.

Мощность и скорость вращения напрямую влияют на производительность станков и обеспечивают обработку большего количества инструмента за единицу времени.

Наличие дополнительных принадлежностей позволит применить агрегат не только для заточки цепей, но и для работы с режущими инструментами кусторезов и другой аналогичной техники. Установка системы охлаждения исключает риск перегрева зуба. Автоматический зажим тисков при шлифовке обеспечит гарантированное качество кромок.

Являясь обладателем бензопил определённого производителя, нужно стремиться приобретать заточные станки этой же марки, так как изготовитель конструирует приборы однозначно для обслуживания своего парка. Так, приспособления для бензопилы Штиль обеспечивают фиксированное положение цепи и двигателя, гарантирующие рекомендуемый угол заточки.

Выбирая станок для заточки, следует обратить внимание на лидеров рынка, гарантирующих постоянное качество выпускаемой продукции:

  • Makita.
  • Oregon.
  • Stihl.
  • Sadko.

Некоторые из них предлагают варианты мобильных агрегатов, позволяющих работать не только в стационарных условиях, но и за пределами населённых пунктов. Лишь проанализировав все требования к приобретаемому устройству и предложения на рынке, можно найти оптимальный вариант покупки.

Главным рабочим устройством любой бензопилы и электропилы является режущий элемент, который представлен в виде цепи с зубьями. Цепь с течением времени эксплуатации растягивается, а зубья затупляются, что негативно влияет на производительность инструмента. Исправить ситуацию помогут специальные приспособления для заточки цепей бензопил. Используя такие приспособления, можно быстро и эффективно вернуть первоначальные режущие свойства пильному инструменту.

Бензопила нуждается в заточке зубьев, причем делать это нужно регулярно в зависимости от частоты работы инструментом, что обеспечит не только эффективную работу, но еще и продлит срок эксплуатации. Чтобы достичь максимальной эффективности от бензоинструмента для распиливания дров, нужно научиться затачивать цепь. Для этого имеются разные приспособления.

Конструкция зуба на бензопилах

В заточке цепи нуждаются все бензопилы, независимо от их марки и стоимости. Причинами быстрого притупления зубьев являются:

  1. Продолжительная работа инструментом. При распиливании древесины происходит нагревание металла, поэтому при продолжительной работе снижается сопротивление режущих частей. В результате происходит зализывание режущей части, и чем дольше продолжать работать, тем быстрее произойдет притупление
  2. Попадание под режущие части металлических материалов, например, гвозди или шурупы, которые ввинчены в распиливаемую древесину
  3. Быстрому притуплению цепи способствует также неправильный запуск и эксплуатация инструмента. При запуске или во время работы инструментом, когда бензопила находится на земле, нужно включать ручной тормоз. Если в зубцы попадет земля, то это приведет к быстрому их притуплению, и ускоренному износу цепи
  4. Тип распиливаемой древесины. Если обрабатываются деревья твердых пород, то притупление наступает очень быстро

Для правильной заточки на бензопилах применяются специальные круглые и плоские напильники, которые комплектуются вместе с инструментом. Такие напильники предназначены для заточки режущих кромок в полевых условиях. Причем выполнять эту процедуру важно на остывшем инструменте.

Самоделки для заточки цепи

Перед началом проведения работ бензоинструментом нужно подточить режущие элементы. Перед тем, как приступать к заточке бензопил своими руками, нужно определить конструкцию режущих кромок. Режущие кромки цепей имеют боковую и скошенную форму (чизельный или чипперный). От этого зависит угол расположения напильника во время заточки.

Конструкция звеньев на бензопилах

Самый простой способ заточить зубья на электро или бензопиле — это применение напильников, которыми комплектуются инструменты. Такие напильники можно также купить в специализированном магазине по продаже бензоинструмента. Если необходимо ежедневно затачивать по несколько цепей, то целесообразно воспользоваться болгаркой или специальным станком.

Это интересно! При работе болгаркой для заточки немаловажно использовать регулятор напряжения, при помощи которого можно снизить количество оборотов.

Особенности заточки зубьев при помощи напильника

Заточка напильником начинается с правильного выбора диаметра устройства. Для цепей размером 1,3 мм используется напильник, диаметр которого составляет 4 мм. Для режущих зубьев размером 1,6 мм применяется напильник с диаметром 5,2 мм.

Затачивание при помощи круглого напильника

Подточка напильником нужно выполнять прямо на инструменте, предварительно зафиксировав шину в тисках, и включив ручной тормоз. Чтобы процесс происходил оперативно, нужно произвести заточку зубьев сначала с одной стороны под определенным углом, а затем с другой стороны. Начало проведения работ следует отметить мелом или маркером.

Виды напильников

Возвратно-поступательными движениями плоским напильником происходит удаление с зубьев ограничителей. Новичкам рекомендуется пользоваться специальным лекалом, которое крепится к шине, и остается только совершать возвратно-поступательные движения круглым напильником. Мастера с опытом осуществляют подточку при помощи только напильника, осуществляя возвратно-поступательные движения в количестве 1-2 раз для каждого зубца.

Заточка на специальных ручных и автоматизированных станках

Если зуб имеет значительный износ, то восстановить их остроту будет проблематично. Для таких целей применяются специальные ручные станки, функционирование которых осуществляется таким образом:

  1. Ослабляется винт для регулировки зажима
  2. На пиле выравнивается направление звеньев, которые должны смотреть в сторону заточного камня
  3. Выставляется необходимый угол

Ручной станок для точного затачивания

Глубокая заточка негативно отразится на прочности зубьев, поэтому вскоре может понадобиться замена цепи. После проведения работ можно приступать к удалению металлической кромки при помощи компрессора. Не помешает размещение всего устройства в масле на несколько часов.

Для затачивания применяются автоматизированные станки, на которых размещается и фиксируется цепь. Устройство фиксируется в инструменте, после чего запускается двигатель. В такой заточке нуждаются цепи, на которых невозможно заострить зубцы напильником.

Автоматизированный станок

Как заточить зубья болгаркой

Если автоматизированный станок для затачивания покажется дорогостоящим, то заменить его может болгарка. Использовать данный инструмент в качестве заточного станка следует в случае наличия большого опыта работы с УШМ. Если неправильно работать с болгаркой, то это не только может навредить здоровью, но и самой цепи, зубья которой будут неправильно заточены.

Принцип подточки болгаркой следующий:

  1. Цепь остается на инструменте
  2. Визуально подбирается угол заточки
  3. Включается инструмент на половину мощности при помощи подключенного регулятора напряжения

Подточка болгаркой

Каждый зубец должен быть заточен болгаркой. Если неправильно будет выбран угол, то уже при первом запуске инструмента это можно будет определить.

Самодельное приспособление для заточки цепей бензопил своими руками

Самодельные приспособления для заточки бензопильных цепей рекомендуется изготавливать в случае, когда ежедневно приходится подтачивать цепь на инструменте. Такое самодельное устройство представляет собой электродвигатель с закрепленным на валу абразивным диском. Необходимо использовать именно абразивный диск, так как заточным кругом выполнить данную процедуру невозможно.

Принцип изготовления самодельного станка заключается в том, что двигатель должен быть небольшой мощности, и фиксироваться на основании. Изготавливается специальный шаблон, на котором фиксируется режущий элемент инструмента. Вручную подводится вращающийся диск вместе с мотором к каждому зубу, и осуществляется их заточка. Важно чтобы двигатель был подвижным, а цепь крепилась в неподвижном состоянии.

Такое приспособление (из электродвигателя небольшой мощности) является оптимальным вариантом для тех, кто занимается профессиональной заточкой. Дополнительно можно также изготовить специальный шаблон для закрепления устройства. Это упростит необходимость вручную регулировать угол.

Это интересно! Практика показывает, что китайские станки для затачивания зубьев пользуются популярностью благодаря своей эффективности. Их основным недостатком является стоимость, однако при наличии такого устройства дома, можно на нем дополнительно зарабатывать.

В качестве заключения нужно отметить, что цепь является важным устройством каждой бензопилы. Она нуждается в регулярной заточке, и чем дольше не подтачивать зубья, тем быстрее придет время замены устройства. Немаловажно понимать, что работа на инструменте с тупыми зубцами дает большую нагрузку на двигатель.