Характеристика и описание семьи: примеры и образцы

Семья Беловых Лидии Евгеньевны и Алексея Алексеевича проживает в Козловском районе Чувашской Республики. Супруги Беловы воспитали пятерых детей. В настоящее время оба супруга находятся на заслуженном отдыхе.

Глава семьи — Белов Алексей Алексеевич родился 1 августа 2019 года в с. Аттиково Козловского района.   Имеет высшее образование, по специальности инженер-электромеханик, более 30 лет проработал в дорожной отрасли. Компетентный, ответственный, способный быстро адаптироваться к новым условиям. Трудовой энтузиазм, ответственность, добросовестность, глубокое чувство долга позволили заслужить авторитет среди коллег и жителей Аттиковского сельского поселения. Много лет активно занимается подсобным хозяйством и личным примером привил детям любовь к труду. За годы трудовой деятельности имеет множество поощрений и наград.

Супруга — Белова Лидия Евгеньевна родилась 30 августа 2019 года в д. Малое Бишево Козловского района. Имеет высшее образование по специальности учитель родного языка и литературы. Проработала более 26 лет в Аттиковской школе. Этой замечательной женщине удалось не только реализовать себя в выбранной профессии,   но и достичь больших результатов в качестве депутата Собрания депутатов Аттиковского сельского поселения. Ее заслугами являютсяреализация проекта по газификации села Аттиково, благоустройство центральной улицы поселения, открытие памятника первому из чуваш Герою Советского Союза С.Н. Бутякову на его родине в д. Нижнее Анчиково. К Лидии Евгеньевне жители обращаются по различным финансовым, земельным, строительным вопросам, и она всегда помогает найти пути их решения. Является организатором и участницей   культурно-массовых мероприятий на селе, цель которых – сохранение преемственности поколений, возрождение традиций села, воспитание любви к родному краю. Это творческий человек с огромным запасом энергии и энтузиазма.

Алексей Алексеевич и Лидия Евгеньевна зарегистрировали свой брак 29 апреля 2019 года.

Первенец у этой замечательной пары появился 24 мая 2019 года. Сына назвали в честь папы Алексеем, так в семье появился Белов Алексей Алексеевич. Позже появились и остальные дети: Анастасия 2019 г.р., Альберт 2019 г.р., близнецы — Арина и Аркадий 2019 г.р.

Будучи школьниками, дети ответственно относились к изучению предметов школьной программы, учились на «хорошо» и «отлично»,   принимали активное участие в различных видах деятельности: учебной, трудовой, эстетической, спортивной. Являлись лидерами во многих творческих делах. За отличные успехи в учении и в спортивных мероприятиях имеют похвальные листы и грамоты.

Дети, получив образование, работают в различных сферах деятельности, проживают отдельно от родителей, имеют свои семьи, но по-прежнему помогают родителям. И если раньше это была помощь только по дому и школе, то сейчас они взяли шефство над парком им.С.П. Петрова, расположенного в с. Аттиково и активно занимаются его благоустройством: высажены многолетние цветы, хвойные и лиственные породы деревьев. Проводят замену высохших и больных деревьев. Население благодарно семье Беловых за ремонт и благоустройство родника, из которого жители берут воду для хозяйственных нужд. Данный родник является резервным источником питьевого водоснабжения в поселении. Их помощь неоценима в организации субботников. Семья является инициатором противоэрозийных посадок деревьев и кустарников, которые высаживают на склонах оврагов на территории поселения. Беловы работают сами и привлекают население к улучшению санитарного состояния Аттиковского сельского поселения.

Дружная семья Беловых – люди творческие, активно принимает участие в смотрах-отчетах Аттиковского сельского Дома культуры, культурно-массовых мероприятиях Аттиковского сельского поселения, таких как «Акатуй», «День деревни», «День пожилых людей» и других мероприятиях поселения. Не проходят без их участия и спортивные мероприятия. Альберт продолжает заниматься футболом. Сейчас он — вратарь Аттиковской команды футболистов. Арина занимается лыжным спортом. Остальные увлекаются волейболом, шашками и шахматами. Все пользуются большим уважением коллег, односельчан.

Семья Беловых по праву является ярким примером взаимной любви, семейного счастья, профессионального успеха и образцом для подражания молодым семья.

В своей деятельности педагоги, психологи, социальные работники постоянно сталкиваются с разнообразной документацией. С каждым годом она дополняется, видоизменяется, и порой трудно удержать в голове все аспекты, которые нужно описать. Характеристика на семью является одним из таких основных документов. Для того чтобы не задаваться вопросами, с чего начать описывать семью, какие данные нужно собрать, в какой последовательности ее оформить и грамотно сформулировать выводы, нужно ознакомиться со структурой этого документа и создать для себя образец характеристики на семью.

Характеристика семьи: с чего начать?

Перед тем как будет составлена характеристика семьи, нужно пройти ряд подготовительных этапов, в результате которых будет собрана информация для документа:

  1. Провести беседу с учеником, понаблюдать за его поведением, использовать психологические методики, направленные на изучение восприятия ребенком своей семьи, оценку им психологического климата внутри семьи.
  2. Посетить место проживания ребенка и его семьи, составить акт обследования жилищных условий.
  3. Побеседовать с родителями на предмет взаимоотношений с ребенком. Оценить степень участия родителей в школьной жизни ученика можно по участию их в родительских собраниях, проверке его дневника, посещению учебного заведения по собственной инициативе.

Для получения более объективной картины изучение места жительства семьи лучше не проводить в одиночку. Можно привлечь представителя родительского комитета, социального педагога или психолога (особенно в случае неблагополучных семей).

Первичные (формальные) данные о семье

Характеристика семьи должна начинаться с основных, первичных данных о ее членах:

  1. Ф.И.О., год рождения, образование, место работы и должность, контактные телефоны матери, отца или людей, которые их заменяют.
  2. Информация о других членах семьи (Ф.И.О., кем приходятся ученику, сфера деятельности, контактные данные): бабушек, дедушек, братьев, сестер и других.
  3. Информация о других людях, которые не являются членами семьи, но длительное время проживают в одном доме (Ф.И.О., сфера деятельности, кем приходятся остальным членам семьи, контактные данные).
  4. Адрес, по которому проживают члены семьи.

Жилищно-бытовые характеристики семьи

Следующим этапом будет описание жилищных условий, в которых проживает семья. На их основании нужно сделать вывод о том, насколько комфортно находиться там ребенку, насколько реализованы его основные нужды.

  1. Количество комнат, наличие отдельной комнаты у ребенка, наличие отдельного места для отдыха.
  2. Соблюдение санитарно-гигиенических норм жилья: регулярность уборки, захламленность помещения и т. д.
  3. Наличие необходимой мебели, места для учебной или игровой деятельности ребенка, техники и учебных принадлежностей или игрушек.
  4. Вывод о том, насколько место проживания влияет на успешность развития ребенка.

Социальные особенности семьи

Социальная и психологическая характеристика семьи ребенка — наиболее важная и массивная часть всего документа. К социальным особенностям семьи относятся:

  1. Статус: полная, неполная, многодетная или с одним ребенком, данные об усыновлении или опеке над ребенком.
  2. Материальная обеспеченность семьи: насколько стабилен заработок, от каких факторов он зависит (выплата алиментов, сезонный труд, безработность или нетрудоспособность членов семьи), есть ли у ребенка карманные деньги, насколько он обеспечен необходимыми вещами (едой, одеждой, учебными принадлежностями), испытывает ли семья финансовые трудности, каким образом материальное состояние влияет на психологический климат в семье (удовлетворенность, чувство неполноценности, конфликты).
  3. Социальная устойчивость/неустойчивость семьи, склонность к зависимостям (алкогольной, наркотической, азартным играм) или правонарушениям.
  4. Распределение обязанностей и основных функций (бытовых, финансовых, эмоционально-терапевтических, воспитательных и др.).
  5. Кому принадлежит формальная или фактическая роль в воспитании ребенка. Необязательно ее могут выполнять одни и те же люди. Например, работающие за границей родители формально являются воспитателями своего ребенка, а фактически эти функции выполняет другой родственник (бабушка, дедушка), который находится в непосредственной близости от ребенка.

Психологические характеристики семьи

К психологической составляющей, которую включает характеристика на семью, входят такие основные моменты:

  1. Тип воспитания (авторитарный, демократический, либеральный) и его подвиды: гиперопека, попустительство, отвержение, требовательность, любовь и другие.
  2. Описание психологического климата в семье: устойчивость, напряженность, стабильность обстановки, преобладающие эмоции и состояния (радость, агрессия, апатия, безразличие, страх, спокойствие и т. д.).
  3. Степень заинтересованности родителей взаимоотношениями ребенка со сверстниками, его достижениями, успехами в учебной деятельности.
  4. Наличие совместных с ребенком занятий, как проводится досуг в семье, как родители реагируют на успехи и неудачи сына или дочери.

Исходя из этих данных, можно сделать вывод о том, насколько эффективными и правильными являются методы воспитания ребенка, нет ли у него педагогической запущенности.

Оценка влияния семьи на ребенка

В этом блоке характеристика семьи включает данные об участии родителей в школьной жизни ребенка и делаются общие выводы.

Учебную деятельность родители могут контролировать постоянно, периодически или вовсе не интересоваться этим вопросом. Они могут мотивировать или относиться безразлично к желанию ребенка учиться и развивать свои интересы. Различны и частота посещений собраний, характер реакции на рекомендации и замечания педагогов (адекватная и неадекватная).

Общие выводы делаются на основании полученных данных: насколько благополучна или неблагополучна семья в материальном, социальном и психоэмоциональном плане, какие аспекты и каким образом влияют на развитие ребенка, на что будет порекомендовано обратить внимание родителям или другим воспитателям.

Описание работ, проведенных с семьей

В этом блоке характеристика на семью ученика включает описание всех работ, которые проводили специалисты разного профиля с семьей: беседы, консультации психолога, социального или медицинского сотрудника, тренинги, семинары. Стоит упомянуть все случаи, когда и кем были проведены посещения на дому, обращались ли члены семьи сами за помощью и какие изменения произошли (не произошли) в результате всех мероприятий.

Данный образец характеристики на семью является наиболее полным, потому что охватывает все сферы жизни, особенности воспитания и условия, в которых развивается ребенок.

Особенности характеристики семьи в работе психолога

Психологическая характеристика семьи помимо названных аспектов о стиле воспитания, психоэмоциональном состоянии может быть дополнена другими данными:

  • кто выполняет роль главы семьи (матриархальный или патриархальный стиль принятия решений);
  • структура семьи: открытая (допускают других людей в круг общения семьи), закрытая (общаются по большей части только друг с другом), смешанная;
  • наличие традиций;
  • кто и каким образом оказывает наибольшее влияние на ребенка в семье, насколько реализована его потребность в защите и любви;
  • совместимость членов семьи по основным параметрам (темперамент, характер, направленность).

Для этого вида деятельности в арсенале школьного психолога желательно иметь методику «Тест-опросник родительского отношения» Варга и Столина.

Карта обследования семьи ученика

Более короткой и упрощенной может быть характеристика семьи. Образец ее представляет собой бланк, включающий такие основные моменты:

  1. Данные о родителях и других проживающих с семьей людей.
  2. Адрес и общая характеристика помещения.
  3. Социальный статус семьи.
  4. Материальная обеспеченность ее членов.
  5. Какая помощь необходима (материальная, психологическая, медицинская).
  6. Какие виды работ с семьей проводились.

Карта обследования — это тоже характеристика семьи. Образец отличается только отсутствием данных о морально-психологическом облике семьи и выводов о социально-психологическом комфорте ученика.

Характеристика неблагополучных семей

Характеристика на неблагополучную семью включает те же основные данные, касающиеся возраста, занятости, материального благополучия всех ее членов, состояния места проживания, социально-психологического образа, методов работы с семьей и выводов.

Однако в этом случае делается акцент на том, к какому типу неблагополучных семей относится данная, причины возникновения трудностей, особенности их влияния на развитие и воспитание ребенка. Если семья неблагополучна в материальном плане (потеря кормильца, многодетность с невозможностью полноценного материального обеспечения всех членов и т. д.), описывается соответствующая предложенная помощь (ремонт, бесплатное питание ребенка в столовой и прочее).

Если семья неблагополучна в социальном или психологическом плане (зависимости, насилие, тяжелые заболевания значимых близких), тогда характеристика неблагополучных семей должна быть дополнена сведениями о том, какая помощь была оказана ребенку, что сделали службы по работе с несовершеннолетним, чтобы помочь ему справиться со сложными жизненными обстоятельствами.

Что включает характеристика ученика из неблагополучной семьи?

Нужно добавить, что, если специалист имеет дело с ребенком из неблагополучной семьи, за характеристикой самой семьи должна последовать характеристика учащегося. Это связано с тем, что такой ребенок может испытывать значительные трудности адаптации в учебном заведении, что естественным образом скажется на успеваемости и отношениях в коллективе. Такому ребенку необходимо особое внимание со стороны педагогического коллектива и, возможно, помощь смежных специалистов.

Если характеристика на семью ученика описывает в этом случае причины и развитие трудностей, с которыми ее члены столкнулись, то характеристика ребенка должна показывать, каким образом эти трудности на нем отражаются. Это преобладающее настроение, личностные черты, мотивация к учению, опрятность, организованность, желание общаться, наличие друзей, дисциплинированность, отношение к поручениям и общественной деятельности, отношение к критике, статус в коллективе, наличие вредных привычек и другие аспекты.

Характеристика семьи ученика должна быть тем ресурсом, с помощью которого можно не только выявить, но и предотвратить возможные трудности в развитии подрастающего поколения.